Министр культуры Таджикистана недовольна тем, что Ибн Сину назвали узбекским ученым

Министр культуры Таджикистана недовольна тем, что Ибн Сину назвали узбекским ученым
Министр культуры Таджикистана Матлубахон Сатториён раскритиковала статью американского телеканала CNN. В статье, журналисты утверждали, что Абу Али ибн Сина является узбекским ученым.

Сатториён считает, что Ибн Сина был неправильно назван узбекским ученым. Министр отметила, что Ибн Сина является мировым ученым и его труды имеют всемирное значение. Чиновница также подчеркнула, что неправильно выделять одну из наций в качестве Родины ученого.

"Его научный вклад и философские труды признаны во всем мире и на протяжении многих столетий являются важной частью таджикской и мировой науки", — заявила Сатториён.

Для справки можно отметить, что Ибн Сина родился в Афшане под Бухарой. Похоронен великий ученый в Иране.

Интересное по теме:
Комментарии
  1. Тимур Назаров
    26 февраля 2025 11:14
    Спор о национальности Ибн Сино неверно из-за того, что нации во всем мире сформировались позже. Например возьмем Юлия Цезаря. Жил более 2 тысяч лет назад в Римской Империи. Официальный языком была латынь. Кто он Юлий Цезарь? Итальянец или испанец? Что касается Центральной Азии (Моварауннахр), то здесь во времена Ибн Сино языком науки был арабский, также как в Европе языком науки был латынь. Единственно мы (жители Центральной Азии) можем говорить, что он был нашим предком.
  2. Алекс
    13 февраля 2025 19:26
    Убежден что на половину ибн Сино был китайцем, так как Сино это название Китая! А вот мама была уроженка Центральной Азии.
  3. Мухаммадали
    3 февраля 2025 05:47
    Интересно получается , если вдруг какого-то человека родившийся в Узбекистане назовут таджикам ,туркменам или ещё кем-то тогда начнут да мы здесь родились , Узбекистан и наша родина и.т.д...
    Поэтому подумайте сами .
  4. Юсуф
    30 января 2025 05:02
    ЧатЖипити:
    Авиценна (Ибн Сина) был персом (иранцем) по национальности. Он родился в 980 году в Афшане, близ Бухары (современный Узбекистан), которая тогда входила в состав Саманидского государства — персидской династии. Авиценна писал свои труды на арабском и персидском языках и оказал огромное влияние на медицину, философию и науку в исламском мире и Европе.
    1. Иброхим
      31 января 2025 11:41
      Юсуф,
      Ибн Сино был тюрком. Бухара наша земля. Саманиды тюркская династия. Его основатель Бахрлм Чубин из тюркской поемени Ферганской долины.
    2. Интерес
      1 февраля 2025 15:17
      Юсуф,
      В то время официальным языком считался фарси,т.е.персидский язык.И все научные труды, в том числе стихотворения и т д.писались на персидском .Но это не значит,что все авторы были таджиками
    3. Юсуф
      5 февраля 2025 12:08
      Интерес, Иброхим
      Хотите правду? Ищите в нейтральних источниках а не на современних узбекских источниках.
      От того что белый цвет назовешь черным он не становится черным. Так же и с историей.
  5. Иброхим and Водяра love soros
    29 января 2025 22:20
    Умора !!)
    Какой Таджикистан какой Узбекистан))))
    Историю почитайте когда эти страны, вернее бывшие республики СССР появились)))
  6. Ако
    29 января 2025 18:15
    Греция, в конце 80 -х годов прошлого века, подала протест в ООН на Македонию, обвиняя власти этого государства, что незаконно присвоили эт название. Раньше Македония была населена, исключительно, греками, да и Александр Македонский был греком. Позже их вытеснили славянские народы, говорящие на болгарском языке, но сохранившие греческое название Македония.
    Власти Македонии не стали менять название государства, а вот от родства с Александром Македонский официально, на парламентском уровне, отказались и не стали ставить памятник Александру, как планировалось ранее.
  7. Аполон
    29 января 2025 16:35
    Пролетарий всех стран соеденяйтесь РЕБЯТА ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО миру мир

    Мир вам добрые люди
    1. Интерес
      1 февраля 2025 15:34
      Аполон,
      Побольше бы таких адекватных людей,как Вы
  8. Sheyna
    29 января 2025 14:45
    Так он же персом был. Разве нет?
    1. Иброхим
      30 января 2025 21:45
      Sheyna,
      Он был тюрком или узбеков. Бухара находится на земле Турана. Она наша родина.
  9. 4255
    29 января 2025 08:37
    Упссс! Не получилось присвоить плов с общего казана.😆
    1. Любителям халявы посвящаетсяя
      31 января 2025 10:50
      4255,
      А как же разговоры у таких как ты о великом туране)))
      Если даже пловом не получается делить!)
    2. Интерес
      1 февраля 2025 15:36
      Любителям халявы посвящаетсяя,
      Всегда найдете,в чем обвинить других Даже,когда и повода для обвинения нет.
  10. Хасанбай
    29 января 2025 07:25
    Вах сколько историков. А эта министрша наверно там была когда Абу Али родился
  11. Чипыжик
    28 января 2025 12:44
    Вы еще начните Македоского делить ведь его жена уроженка этой местности .
    1. Активистка Аделя
      29 января 2025 04:46
      Чипыжик,
      Да, Роксана была женой А. Македонского.

      Чипыжик,
      Кстати, в Таджикистане его и делят. Памирцы считают, что они прямые потомки А. Македонского, и к таджикам не имеют никакого отношения. Невежи. Историю не знают.
    2. Ротшильд
      2 февраля 2025 09:08
      Чипыжик,
      Какая по счету.
  12. Бача
    28 января 2025 08:38
    в ее словах есть правда, почему когда говорят про Амира Темура, что он не узбек начинается возмущение, почему не говорят про него это наш восточный исторический деятель или центрально азиатский, а именно подчеркивается, что узбекский, а привязка к тому или иному региону идет не потому где родился, а по тому где жил и на каком языке писал и какую страну восхвалял и представлял, Пушкин вам в пример
    1. Активистка Аделя
      29 января 2025 04:48
      Бача,
      Потому что по родословной , Амир Темур, ближе всего к узбекской нации, исходя из исторических источников. Даже внешне монголиодные черты лица, как и у узбеков.Персидских черт там точно нет. 🤣
    2. Интерес
      1 февраля 2025 15:44
      Бача,
      В те времена персидский язык считался официальным и независимо от национальной принадлежности все писали на персидском .
  13. Нестандартное мнение
    28 января 2025 08:34
    Он (великий мыслитель) не наш и не ваш, и чей либо, он достояние мировой науки!!! И думаю не стоит присваивать чужие заслуги, это низменно.
  14. Активистка Аделя
    28 января 2025 02:51
    Ну вот опять вброс из- за большой лужи. Это насмешка, унижение нас, чтобы посмотреть, ка мы перегрызём друг друга. Великий Авиценна, Он же Ибн Сина давно признан мировым восточным учёным, и его труды и он сам - достоянием человечества, и мы должны гордиться , что именно такой светила, единственный в своём роде, родился у нас, на вас Востоке. А не спорить до одурения, кто он по нации. Очень тема национализма в последнее время уж сильно раскручена, но мы не должны поддаваться, товарищи. Только единство спасёт всех нас. И узбеки, и таджики, и казахи и русские, и киргизы, и туркмены, ... все мы гордимся этим великим учёным, который наш общий!
    1. вопрос
      28 января 2025 10:53
      Активистка Аделя,а при чем тут вброс ? учите историю и не ту которая политикам угодна , а реальную !
      и что она ссказала ? читайте внимательно ! что Ибн Сина мирового значения ! в чем она не права ?
      если принадлежит Узбекистану , то когда Узбекистан образовался ?
      в те времена не было границ нынешних, и все знаменитости древности принадлежали никому ! а просто жили и творили в разных местах !
      удивить вас еще ? и это не вброс Аделя !
      поезжайте в Кашгар ! уйгуры тоже говорят, а что это узбеки себе присвоили Алишера Навои ? он и уйгур был ! и жил в Кашгаре в том числе !
      это не вброс, это вам простой народ скажет ! и покажет где жил Навои там !
      просто политики придумали игру, какой народ великий , но вмешали сюда как показатель тех кто вообще то жил и перемещался в разные регионы !
      знаете почему ? сейчас то нет успехов и нет знаменитостей равных прошлым !
      вот и придумывают Новый Узбекистан к примеру ? Новый ? а был Старый ?
      был правда иной , типа дорогу в Великое будущее указывал ! но сейчас о нем все забыли ! нет не великого, нет и может будущего ! никто не знает что возможно в истории !
      откройте историю, откройте карты , посмотрите !
      я пишу не к тому чтобы учить кого то , а как история территории !
      так вот, там где сейчас Узбекистан, изменения происходили территориальные очень часто ! история , не более !
    2. Гость
      28 января 2025 14:13
      вопрос,
      Вброс, ясное дело. Нацеленное вот на таких наивных как ты. Старательно поджигают наш регион.
    3. Активистка Аделя
      29 января 2025 04:52
      вопрос,
      Я историю лучше вас знаю. Разве я сказала, что она что-то утверждает. Вы внимательно прочтите, прежде чем столько букв набирать. Прочтите матчасть и внимательнее комментарии. А вброс, потому что Западу очень важно нас рассорить.
    4. Активистка Аделя
      29 января 2025 05:00
      вопрос,
      Нет, пардон, А. Навои по родословной тюрок, и это давно доказано учёными. Если вы не в курсе. Он родился в Герате, которые сейчас Афганистан, но страны Афганистан тогда тоже не было. Не несите ерунду и зря набор стольких букв. Идите, начните изучать историю.
    5. Иброхим
      30 января 2025 21:50
      вопрос,
      Узбекистан возник раньше чем Россия. Узбекистан в XV веке называли государство узбекия. Его можно найти в карте Василия Ветаче картографа Российской империи начала XVII века.
  15. Zритель Vroot
    27 января 2025 23:25
    Теперь понятно, для чего заокенцы, привлекли внимание к этой теме, опять хотят братские народы рассорить.🤨
    Ещё в 2000 годах слышал, что у них 2500 подразделений по странам БС, изучают практически всё, историю, менталитет, наследственность, чтобы найти разные изъяны, разногласия в народах и этим сеять вражду между этими народами.
    Уважаемые не ведитесь на эти игры, и так уже одну из бывших стран "потомков морекопателей" потеряли(
    1. Иброхим Водяра сорос дружбаЖвачка
      1 февраля 2025 19:04
      Zритель Vroot,
      В точку !
  16. Чингачгук
    27 января 2025 22:34
    На западе специально устраивают провокации чтобы ссору между третьими странами устраивать. Знают слабые места здешних народов. Гонора всем хватает с избытком у народов стран Средней Азии.Вместо того чтобы быть сплоченными готовы сгрызть друг друга . Мы одна умма, и забывайте об этом . Ибн Сина был великим мусульманским ученым и врачом!
    1. Turist
      1 февраля 2025 21:19
      Чингачгук,
      Вот это истина
  17. АликТашкентский
    27 января 2025 20:16
    Хочется узнать мнение Кадырова
    1. Андрей 777
      27 января 2025 21:00
      АликТашкентский,
      Ответ Вы и без него знаете.
    2. Водяра
      28 января 2025 09:13
      АликТашкентский,
      В чем проблема?Обращайся со своим вопросом.
    3. Статистика
      28 января 2025 23:43
      АликТашкентский,
      Он не может говорить о своих кураторов, он исполняет их поручения (методичку)
  18. 123
    27 января 2025 19:56
    тазики те ещё науки.
  19. Made in USSR
    27 января 2025 19:47
    Если что во времена Ибн Сины не было государст с такими названиями и такими границами как Узбекистан и Таджикистан, а ещё интересно что Казахстан тоже претендует на имя ученого осталось теперь и Туркменистану подтянуть одеяло истории на себя.
  20. Крис
    27 января 2025 19:19
    никаких узбеков помине не было во времена Ибн Сины. Никакого отношения к узбекам он, как и все эти остальные ученные того времени - не имеет. Это все - персы, иранцы.
    1. Иброхим
      27 января 2025 22:10
      Крис,
      Русские тоже никакого отношения к Александру Невскому не имеют, потому что России тогда не было. Невский был подданным Золотой Орды.
    2. ЛИЯ
      28 января 2025 11:57
      Иброхим,
      Может, не стоит так позориться на весь свет?
    3. Гость
      28 января 2025 14:17
      ЛИЯ,
      А в чем он не прав?Территория, где сейчас Россия ,в то время принадлежала монгольскому хану Хулагу. А Александр Невский был его ставленником.Золотая Орда, слышали о таком?
    4. Иброхим
      28 января 2025 20:25
      ЛИЯ,
      Позориться ты. Ты сначала изучи историю, а потом пиши свой тюрконенавистническую ахинею. Узбекское государство возникла в Туркестане в XV веке, тогда России не было.
    5. Правильно
      29 января 2025 01:47
      Иброхим,
      В 15 веке не было России? Ты в школу ходил? Хотя бы в узбекскую? Ты вообще знаешь, что на уроках истории Узбекистана рассказывают, что этногенез тюркского населения будущего Узбекистана закончился после вторжения аштарханидов? Это все в школе рассказывают, в узбекской школе!
    6. Активистка Аделя
      29 января 2025 12:45
      Правильно,
      Ничего подобного. Этногенез тюрков не закончился, а смешался, как и все народы земли, с кем соседствовали. Даже немцы не могут сказать , что у них чисто " их" немецкая кровь. Хотя орут об этом на каждом повороте .Так что не надо тут искусственно конструировать пустые аксиомы, да ещё с попыткой их навязать .
    7. Правильно
      30 января 2025 17:43
      Активистка Аделя,
      Что ты мелешь? Ты вообще понимаешь что такое этногенез? И что значит "даже немцы" - у них до 19 века вообще не было унитарного государства и до сих пор различается язык, кровь и многое другое, я уж об остальном не говорю. И для куриномозговых - аксиомы не конструируют! А если ты тоже прогуливала историю Узбекистана в школе - садись обратно за парту, старая девочка!
    8. Иброхим
      30 января 2025 21:56
      Правильно,
      В XV веке был Московское княжество или ты забыл? Ты по какому праву фальсифицируеш нашу историю. Если Туран земля тюркских этносов а государство Узбекия общое название тюркских народов или этносов, по какому праву ты пишешь, что узбекского государства не было?
    9. Turist
      1 февраля 2025 21:25
      Правильно,
      На счёт России да он не прав ошибка
    10. Активистка Аделя
      29 января 2025 05:05
      Иброхим,
      Единственное, в чём ты прав. Но к русским отношение он всё таки имеет, не к персам же... 😂
    11. YouTube
      27 января 2025 23:07
      Крис,
      Откуда информация? Паспорт проверял?
    12. Крис
      28 января 2025 22:48
      YouTube,
      Прими таблетки. Давно видать не принимал. И почитай.
    13. Активистка Аделя
      29 января 2025 05:04
      Крис,
      Ничего подобного. Какое невежество. Изучите историю. Все персы- глупо. Нардовностей было много, а не только персы.
    14. Turist
      1 февраля 2025 21:22
      Крис,
      Не те книжки почитал
  21. Мои права
    27 января 2025 19:18
    Закомплексованный всё неймётся
  22. Гость
    27 января 2025 19:18
    Зачем ссориться , вот уже институт тюрский открывают , будут тюрков выпускать. Вроде теперь единый народ , все великие люди прошлого ваши , даже Алишер Навои ( родился и умер в Герате) . Дело за малым , из сотен миллионов современных тюрков создать гения , хотя бы одного.
    1. Иброхим
      27 января 2025 22:14
      Гость,
      Ты историю знаешь? Ал Хорезми, Бируни, Ал Фараби, Июнь Сино, Мирзо Улугбек, Мирзо Бабур они наши мыслители.
    2. Бача
      28 января 2025 10:04
      Иброхим,
      а приставка Ал ни чего не говорит и язык на котором разговаривали эти люди
    3. Иброхим
      28 января 2025 20:27
      Бача,
      Язык на котором разговаривали эти люди бвл тюркским. Научные труды писали на арабском и часть на персидского. В Бухарсалм Эмираты тоже делопроизводство был на узбекском и на персидского, но жто не значит, что эфиры и народ были таджиками.
    4. Василий Иванович
      29 января 2025 19:54
      Иброхим, ты не по-узбекски ни по-русски писать не можешь. Может кетменем тебе лучше в поле чем тут пальцами.
  23. ARA
    27 января 2025 19:15
    Какая разница?Вот такие мелочи и вызывают вражду между соседями...Хорошо,в следующий раз BBC назовет Ибн Сино таджикским ученым!..
    1. Иброхим
      27 января 2025 22:15
      ARA,
      Ибн Сино наш узбекский великий предок.
    2. Правильно
      30 января 2025 17:45
      Иброхим,
      А он об этом знал?))))
    3. Водяра
      28 января 2025 09:20
      ARA,
      Правильно.Да пусть назовут хоть китайцем.Теперь то какая разница кем он был.Только факт остаётся фактом что он родился на территории нынешнего Узбекистана!
    4. Тыаракалишердурак
      29 января 2025 03:53
      Водяра,
      Не родился он на территории нынешнего Узбекистана, потому что время и пространство неразрывны(про Эйнштейна слышал в своей узбекской школе?). И ты несёшь полный бред, алишер.
  24. Смета
    27 января 2025 18:58
    Ей от этого легче стало или премию дали?Зачем раздирать тех,кто жил в далекие времена,какая разница где,что,зачем?Лучше просто гордиться что был такой ученый на востоке,прославлять его труды,знания,а не заниматься ахинеей.
  25. Золотая Рыбка
    27 января 2025 18:44
    Абу Али ибн Сино родился на территории современного Узбекистана. Но Бухара в то время - это государство Саманидов - персидское мусульманское государство.
    Корректнее всего его было бы назвать великим восточным учёным.
    А то сейчас начнут раздирать на все страны - иранский ли учёный, таджикский ли, узбекский ли..
    1. Иброхим
      28 января 2025 12:10
      Золотая Рыбка,
      Саманиды не персидская династия, они тюрки. Бухара является культурным и историческим центром тюркских этносов или узбеков.
    2. Активистка Аделя
      29 января 2025 05:28
      Иброхим,
      Прекращай свой национализм. Самое главное, Ибн Сина родился на Востоке, и мы гордимся. И у всех народностей Центральной Азии богатая история, но для того, чтобы пытаться доказать своё превосходство, а для того, чтобы читать, изучать , знать историю. А гордится вместе! Всем Востоком! И не только....
    3. Иброхим
      30 января 2025 22:07
      Активистка Аделя,
      Ибн Сина родился на земле Узбекистана. Он наш предок нравится это тебе или нет. Ты скажи Пушкин кто русский писатель, если он из арабов по какому праву ты называешь его русским писателем? Если покопать в родословной российских учёных и писателей больше половины имеют не русские корни, но вы их называете своими. Вы имеете на это право? Почему мы не имеем право называть своими тех кто родился на нашей земле, как личность они формировались в нашей культуре? Говорили на нашем языке.
    4. alex
      2 февраля 2025 20:58
      Иброхим, вы понимаете тогда не было ни Узбекистана как страна, ни узбеков как нация в 9 веке, проживали тогда в регионе иранские народы и тюркские племена. В Бухаре и Самарканде жили да и проживают сегодня в основном иранские народы. Не несите бред!
    5. Иброхим
      3 февраля 2025 15:28
      alex,
      Узбек это обшое название тюркских народов Мавераннахра или Турана. Формирование русских как нация завершилась в ХVIII веке. Иван III был князем московским. В то время были ряанцы, новгородцы, псковские у всех были свои наречия и нравы они могут быть твоим предком? В Бухаре и Самарканде большинство населения это узбеки. Многие кто говорит на персидском это турки или узбеки.
  26. Никита
    27 января 2025 17:57
    Какая разница, узбекский или таджикский. Все дело в том, что ближайшие 100-200 лет ни там, ни там подобного светила науки не будет. Потому что знания не покупаются на деньги.
    1. Надо же
      28 января 2025 00:24
      Никита,
      Такие люди, одаренные от природы, вернее от Всевышнего, могут родиться на территории любого государства, страны. Это люди от Бога, а не от какой то определенной местности. Люди мира все должны гордиться такими учеными, штучными гениями. Но конечно больше всего они появлялись именно на Востоке. Чтобы пополнить свои знания, им приходилось перебираться из страны в страну, их научным изысканиям была необходима финансовая поддержка, вот где находили, там и жили и творили, а родиться могли где угодно.
  27. Гость
    27 января 2025 17:57
    Эту статью написали зарубежные журналисты. Причем тут Узбекистан? У них ,если человек родился ,допустим,во Франции,хоть чернокожий, считается французом. Место рождения Авицены нынешний Узбекистан. Может дело в этом?
  28. Справедливость30 лет
    27 января 2025 17:41
    У нее не все дома все знают Абу Али Ибн Сино узбекский ученый а не мира!!
    1. Куз
      27 января 2025 18:25
      Справедливость30 лет,Авиценна - перс. И если он жил на территории современного Узбекистан, это не значит, что он узбек, ибо в то время и Узбекистана то не было.😂😂😂
    2. Иброхим
      27 января 2025 22:21
      Куз,
      Узбек это общое названия тюркских этносов Турана. Как руский общое название восточных славян. Предки тюрков здесь жили с конца бронзового века.
    3. Куз
      28 января 2025 08:12
      Иброхим, таджики и персы- ни разу не тюрки😂, даже языки из разных языковых групп ,у них эта группа - фарси. И про " великий" Туран не придумывай..🤣🤣🤣
    4. Иброхим
      28 января 2025 20:32
      Куз,
      А ты просто опровергли фактами. Коренным народом Турана являются тюркские этносы. Таджики составляют не более 6% от общего населения. Мыслители являются нашими предками и мы от них не откажемся.
    5. зара
      31 января 2025 08:22
      Иброхим,
      Посмотри Энциклопедию, слово Туран происходит от персидского, а не тюркского слова.И кто тебе сказал, что таджиков 6 %...???...

      Иброхим,
      ???
    6. Иброхим
      1 февраля 2025 14:01
      зара,
      Это интерпретация таджикская. Туран от слова тур, или тюркское племя.
    7. Гость
      28 января 2025 05:17
      Куз,
      В то время и россии не было, а тажикистана тем более не было.
    8. Активистка Аделя
      29 января 2025 05:29
      Куз,
      Как же, Узбекистана не было, а Таджикистан был. Очень остроумно.
    9. khpn
      27 января 2025 20:01
      Справедливость30 лет,
      Почитай историю!
  29. Торгуй Молись Плодись
    27 января 2025 17:22
    Опять начались споры кто чей брат, сват и кум. Что-то за период независимости ни Узбекистан, ни Таджикистан не породили ни одного гения международного масштаба, или если такие появились то далеко от Памирских гор и Кызылкумской пустыни. Так что пусть критикует молча, про себя.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43