Открытие ставит под сомнение тезис о том, что лук и стрелы являлись эксклюзивным изобретением человека разумного. Найденные артефакты были извлечены из слоев, относящихся к периоду, когда регион Центральной Азии населяли преимущественно неандертальцы. Это открытие было сделано задолго до того, как в этих местах появились свидетельства массового присутствия Homo sapiens.
Специфика найденных орудий заключается в их миниатюрных размерах и характерной треугольной форме. Такие параметры делают их малопригодными для использования в качестве наконечников копий, которые были основным охотничьим оружием неандертальцев. Как правило, их инструменты были более крупными и массивными, рассчитанными на многофункциональное применение. Обнаруженные же в Оби-Рахмат острия своей морфологией и предполагаемой функцией удивительно схожи с наконечниками стрел, которые получили широкое распространение у Homo sapiens в период верхнего палеолита, то есть примерно 40 000-50 000 лет назад.
Эти небольшие и острые элементы не были предназначены для нанесения мощного дробящего удара. Их конструкция предполагает иную механику: пробивание кожного покрова животного с последующим глубоким проникновением древка стрелы. До этой находки самые древние свидетельства использования подобной технологии в Евразии были зафиксированы на территории Франции, где возраст аналогичных артефактов оценивался в 54 000 лет. Таким образом, образцы из Узбекистана старше европейских аналогов примерно на 26 000 лет, что указывает на возможное существование независимого или гораздо более раннего центра технологических инноваций.
Основная сложность в атрибуции находки заключается в отсутствии человеческих останков в том же стратиграфическом слое, где были найдены наконечники. Это оставляет открытым вопрос об «авторстве» технологии. Известно, что Центральная Азия могла служить зоной контактов между различными популяциями древних людей. В соседнем, но более молодом слое грота ранее были обнаружены останки ребенка (череп и зубы), обладающего смешанными антропологическими чертами как неандертальца, так и Homo sapiens. Однако эти останки на 10 000 лет моложе слоя с наконечниками, что не позволяет напрямую связать их с созданием оружия.

Тем не менее, данное открытие неопровержимо свидетельствует о том, что когнитивные и технологические способности популяций, населявших Евразию в среднем палеолите, были значительно сложнее, чем это было принято считать. Вероятно, история миграций, культурных обменов и технологических прорывов древних людей требует серьезной корректировки. Грот Оби-Рахмат, таким образом, становится ключевым памятником для понимания этих сложных процессов.
Неандертальцы обладали и другими сложными технологиями. Например, они умели производить березовый деготь – клейкое вещество, которое использовалось для крепления каменных орудий к деревянным рукояткам. Процесс его изготовления требовал нагрева березовой коры в бескислородной среде при температуре свыше 340°C, что свидетельствует о высоком уровне их познаний в обработке материалов.