В столице Узбекистана 27 августа состоялась торжественная церемония, давшая старт возведению нового Национального музея. В мероприятии по закладке первого камня в фундамент будущего культурного комплекса принял участие президент Шавкат Мирзиёев. Проект, стоимость которого превышает 200 миллионов долларов, расположится на четырех гектарах в центральной части города и призван стать самым масштабным музейным пространством в истории страны.
Глава государства в своем выступлении акцентировал внимание на острой необходимости создания современного хранилища для национального достояния. «В настоящее время только в столице хранится свыше 1 миллиона экспонатов в 30 музеях. Из них 100 тысяч находятся в Музее искусств, но мы демонстрируем всего лишь 2500. Из-за нехватки выставочных залов оставшиеся 97 тысяч произведений находятся в хранилищах», – констатировал президент.
Было подчеркнуто, что эти фонды представляют собой бесценное наследие, отражающее культурные связи Центральной Азии с Китаем, Японией, Индией и странами Европы. «Эти уникальные произведения искусства являются достоянием не только нашего народа, но и всего человечества. Бережно сохранить их, передать без потерь будущим поколениям, представить мировой общественности – это часть наших национальных ценностей», – заявил Шавкат Мирзиёев.
Проектирование комплекса было доверено всемирно известному японскому бюро Tadao Ando Architect & Associates, работавшему в тандеме с немецкой компанией Atelier Brückner, специализирующейся на музейном дизайне. Генеральным подрядчиком строительных работ выступит китайская корпорация CSCEC International Construction. Архитектурный облик музея будет основан на взаимодействии трех фундаментальных форм – квадрата, треугольника и круга, что является отличительной чертой философии Тадао Андо. Пространство между корпусами будет организовано с помощью системы проходов и переходов, включая вертикальную и спиральную лестницы, что, по замыслу, позволит посетителям не только знакомиться с экспозицией, но и «прочувствовать саму архитектуру».
Новый комплекс сможет одновременно экспонировать до 10 тысяч артефактов на выставочной площади в 8500 квадратных метров. Однако его функции выходят далеко за рамки традиционного музея. Около 60% всего пространства будет отведено под образовательную и научную деятельность. Здесь разместятся современная библиотека, реставрационные лаборатории, специальная детская зона, конференц-зал на 4000 квадратных метров и хранилища площадью 6000 квадратных метров.
«Историко-культурные ценности, древние и современные произведения искусства, которые сейчас экспонируются по разным музеям столицы, будут собраны в одном месте», – отметил глава государства. Он также добавил, что комплекс станет органичной частью единой архитектурной композиции с медресе Абдулкасима, Дворцом дружбы народов и Национальным парком имени Алишера Навои.
Президент обозначил и международные амбиции проекта: «Почему мы это делаем? Потому что не каждый может поехать во Францию и посетить Лувр, в США – Метрополитен-музей или в Великобританию – Британский музей. Мы наладим сотрудничество с этими учреждениями, чтобы привезти уникальные экспонаты и организовать выставки прямо в Узбекистане».
Ширин Брюкнер, основательница Atelier Brückner, в интервью телеканалу «Узбекистан 24» охарактеризовала проект как «не просто музей, а по-настоящему открытый дом для людей». Она указала на наличие общественных пространств, магазинов, кафе и ресторанов. Особой деталью, по ее словам, станет туннель у входа, который будет визуально соединять новый музей с историческим медресе Абдулкасима, символизируя связь традиций и будущего.
Ее коллега, вице-президент Atelier Brückner Эберхард Шлаг, добавил, что ключевое преимущество музея – это объединение всех артефактов страны в одном месте и их представление в современном, актуальном формате. «Мы уверены, что он станет центром притяжения не только для жителей Ташкента, но и для всей страны», – заключил он.
Нынешнее здание Государственного музея искусств Узбекистана, чьи фонды во многом переедут в новый комплекс, было построено в 1974 году и само по себе является ярким памятником архитектуры советского модернизма. Его кубическая форма с фасадами, разделенными на квадратные элементы, представляет собой значимый образец стиля той эпохи в Ташкенте.