Как «Красная армия» бомбила Бухару

Как «Красная армия» бомбила Бухару
В современной историографии Центральной Азии события столетней давности продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. Анализ архивных документов и военно-стратегических решений того периода позволяет реконструировать события, приведшие к падению Бухарского эмирата. Эксперты отмечают, что сценарий, реализованный Советской Россией в 1920 году, носил системный характер и неоднократно применялся для расширения геополитического влияния Москвы на сопредельных территориях.

Военно-политическая стратегия большевиков в тот период отличалась определенной шаблонностью. Алгоритм действий, как правило, включал в себя этап дипломатических заверений в миролюбии, локальную дестабилизацию, провозглашение марионеточного правительства на ограниченной территории, и, как финал - официальный запрос о военной помощи. За этим неизбежно следовали полномасштабная оккупация и установление жесткого административного контроля, сопровождавшегося репрессивными мерами.

Исторические параллели показывают, что суверенитет государств, возникших на обломках империи, редко был результатом доброй воли центра. Так, независимость Польши стала фактом лишь после военного поражения Красной армии под Варшавой. Аналогичным образом, страны Балтии отстояли свою государственность в ходе вооруженных конфликтов, несмотря на попытки большевиков создать такие образования, как Эстляндская трудовая коммуна в Нарве. Даже в Финляндии, где при активной поддержке извне была создана социалистическая рабочая республика, советский проект потерпел фиаско. Однако в Средней Азии ситуация развивалась иначе.

Особого внимания заслуживает операция по захвату Бухары, которая долгое время оставалась в тени официальной советской мифологии. Первоначальные планы силовой аннексии эмирата потерпели неудачу, что вынудило Москву сменить тактику. Был инициирован переговорный процесс, завершившийся подписанием договора, в котором РСФСР де-юре признавала полную независимость и суверенитет Бухары. Командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе, выступая перед эмиром, лично гарантировал, что Советская Россия «в величайшей степени заинтересована в территориальной неприкосновенности Бухары».

Тем не менее, на фоне дипломатических реверансов происходила активная концентрация военных резервов. Отработкой сценария стало вторжение в Хивинское ханство, где была оперативно провозглашена Хорезмская народная советская республика. Вскоре после этого местные коммунистические ячейки в Бухаре, координируемые Валерианом Куйбышевым, инициировали восстание в Чарджуе. Как и предполагалось сценарием, мятежники незамедлительно обратились к правительству РСФСР с просьбой о военной интервенции. Реакция последовала мгновенно: Фрунзе издал приказ, квалифицирующий вторжение как «революционную братскую помощь бухарскому народу».

Военная операция отличалась беспрецедентным для региона применением технических средств. Под командованием Георгия Зиновьева, возглавлявшего 1-ю Туркестанскую армию, к стенам древнего города были стянуты значительные силы, включая тяжелую осадную артиллерию калибра 152 мм. Ключевую роль сыграла авиация. С аэродрома в Кагане в воздух были подняты бомбардировщики и разведчики марок «Фарман», «Ньюпор» и «Сопвич». Группировка из 12 машин, каждая из которых несла на борту значительный бомбовый запас, приступила к планомерной бомбардировке города.

Пилоты действовали в условиях полного господства в воздухе, так как система ПВО у защитников Бухары полностью отсутствовала. Согласно отчетам, на жилые кварталы и исторический центр было сброшено порядка двухсот авиабомб. Результатом налетов стали пожары катастрофического масштаба. Огнем были уничтожены не только административные здания и дворцы, но и городские базары, а также стратегические склады с продовольствием, шелком и хлопком.

Наземная фаза операции поддерживалась огнем пяти бронепоездов, курсировавших по железнодорожным путям в непосредственной близости от города. Плотность артиллерийского огня была колоссальной: по городским кварталам было выпущено более 12 000 снарядов. Архивные данные свидетельствуют о том, что наряду с фугасными боеприпасами применялись и химические снаряды, что привело к значительным жертвам среди гражданского населения и гарнизона, точное число которых до сих пор не поддается исчислению.

Взятие города сопровождалось масштабным расхищением имущества. Хотя политработники в своих донесениях пытались переложить ответственность за мародерство на «слабость и недисциплинированность местных революционных кадров», свидетельства указывают на повсеместное участие в грабежах регулярных частей.

Итогом операции стала телеграмма Михаила Фрунзе Владимиру Ленину, в которой с характерной для того времени риторикой сообщалось: «Крепость Старая Бухара взята сегодня штурмом соединенными усилиями красных бухарских и наших частей. Пал последний оплот бухарского мракобесия и черносотенства. Над Регистаном победно развевается красное знамя мировой революции».

Во время штурма Бухары в 1920 году в результате мощнейших артиллерийских обстрелов и авианалетов возник пожар такой силы, что знаменитый минарет Калян, построенный еще в XII веке, получил повреждения от прямых попаданий снарядов, однако устоял, став безмолвным свидетелем уничтожения большей части исторической застройки города. Впоследствии часть следов от обстрелов на минарете была заделана в ходе реставрационных работ, но некоторые «шрамы» того штурма видны до сих пор.

Стоит отметить, что после полной оккупации русские активно создавали производство и вкладывались в развитие городов. Большинство созданных предприятий и инфраструктурных объектов работают и по сей день.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Сардобинское водохранилище
    17 декабря 2025 23:36
    По большому счету эта статья деструктивная , то есть она не несет чего-то конструктивного и прогрессивного.
    Почему? Да потому, что она исподволь сожалеет о падении прошлых реакционных, отсталых государственных образований, которые распространялись как на территории современного Узбекистана, так и на территории соседних государств СНГ в ЦА.
    Почему реакционных? Да потому, что в них поддерживались самые дикие социальные отношения, вплоть до рабства, торговля детьми, женщинами , безграмотность, нищета, отсталость и так далее и так далее. Ни у одного прогрессивного человека того времени, независимо от национальности и от места проживания, это не вызывало сочувствия или поддержки..
    А понравиться ли такие сожаления соседним странам? В частности в этой статье сожалеют о Бухарском Эмирате, то в его состав попадали земли современного Узбекистана , Таджикистана и даже Афганистана.
    Так и до призыва к И.Халифату не далеко.
  2. Ждуны американского безвиза
    17 декабря 2025 20:43
    Как Хамзу убивали напишите, и за что, и кто?
    Про то как рушили свои города при своих набегах, на соседние поселения и ханства до прихода Российской империи.
    Тоже интересно было бы узнать, для поколения тиктокеров)
    Про то как брали в рабство своих отчасти соплеменников
    Затрём как обычно?)
  3. Туран
    17 декабря 2025 17:59
    Для «приколистов» и прочих представителей так называемой пятой колонны. Я даже не предполагал, насколько вас здесь много. Впрочем, это даже полезно — по крайней мере, становится понятно, кто есть кто. Как бы вы ни пытались оправдываться, факт остаётся фактом: радикальные фанатики, одержимые разрушительными идеями, сначала уничтожили интеллектуальную и культурную элиту в самой России, а затем с помощью европейской артиллерии и примитивной военной техники своего времени насаждали свои порядки в нашем регионе. Позже эта же система без сожаления расправилась и с самими «революционерами», использовав их как расходный материал.

    Что касается ещё одного персонажа, красочно расписывающего своё мнимое превосходство над «инородцами», запомни раз и навсегда: современный Узбекистан по большинству социально-экономических показателей опережает сегодняшнюю Россию. История вас ничему не научила. То, что было сделано с Бухарой, сегодня практически в той же логике повторяется на Украине — как бы ни пытались это отрицать потомки бывших оккупантов, обосновавшиеся здесь.

    Отношение к трудовым мигрантам из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана наглядно демонстрирует истинную сущность — лицемерие и двойные стандарты. Между тем около 150 тысяч граждан России, уклонившихся от участия в украинской войне, нашли убежище в Узбекистане и фактически находятся в положении тех же мигрантов. И, как ни странно для вас, к ним относятся по-человечески. В этом и проявляется великодушие и достоинство узбекского народа, как бы пафосно это ни звучало.

    Казалось бы, обсуждается тема столетней давности с документально подтверждёнными фактами. Но даже здесь предпринимаются попытки обелить себя, словно кто-то обвиняет сегодняшнюю Россию. Именно в этом и выражается необоснованная имперская самонадеянность одной из многих наций мира, причём далеко не самой успешной. Если чем-то и можно гордиться, то лишь достижениями многонационального СССР. Современная Россия — это периферия Европы и сырьевой придаток Китая, сохраняющий целостность лишь за счёт внешнеполитических манёвров. У такой модели развития перспективы крайне сомнительны.

    P.S. К слову, сегодня именно Россия больше нуждается в Узбекистане, а не наоборот. Отсюда и повышенный интерес с предложениями и устаревшими технологическими инициативами.
    1. Факто
      17 декабря 2025 19:44
      Туран, моё почтение! 🤝
    2. Ukraine
      17 декабря 2025 22:10
      Туран, видимо под одним из персонажей вы имеете ввиду себя
    3. Lena Karpova
      18 декабря 2025 11:28
      Туран,
      я наверное вас сильно расстрою
      Россия не нуждается в нас
      совершенно нет
      они будут только рады будут если все наши вернутся обратно
    4. Гость
      18 декабря 2025 14:33
      Lena Karpova, взаимно, мы тоже будем очень рады если вы тоже вернетесь туда к себе.
  4. Карен
    16 декабря 2025 23:09
    Мурад Тешабаев и редакция, вы все разжигаете?
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      17 декабря 2025 03:33
      Карен,
      А главный редактор Упл Фахрулло Хамидулаев?
    2. Albert
      17 декабря 2025 12:25
      Карен,
      То есть правда- это разжигаете? Лучше умалчивать о правде?
    3. Albert
      17 декабря 2025 15:19
      Карен,
      А ты все тушишь?
  5. Гость
    15 декабря 2025 15:32
    Вот что пишет ChatGPT:

    Город Бухара подвергся артиллерийскому обстрелу и авиационным бомбардировкам — это был один из первых случаев применения авиации в Средней Азии.
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      15 декабря 2025 20:25
      Гость,
      Михаил Васильевич Фрунзе имел русско - молдавские корни. Но себя он считал русским☝️Молодец молдаванин, дал бздец бухарскому эмиру ☝️
    2. Гость
      15 декабря 2025 22:07
      Ich bin eine reiche Frau Удача, будь они и их потомки прокляты кто бомбил Бухару и кто радуется этому.
    3. Albert
      17 декабря 2025 12:26
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Ах как жаль что нельзя вам лично передать вам свои впечатления по вашему поводу
    4. Lena Karpova
      18 декабря 2025 11:30
      Гость,
      вики и джипити придумали неумные
      бомбардировки?
      бомбардировщиков и авиабомб не было а "бомбардировки Бухары" были?
    5. Гость
      18 декабря 2025 14:36
      Lena Karpova, речь не о бомбардировщиках и авиабомбах, а о бомбежках с самолетов Бухары, что реально было в истории и это факт.
  6. Мехмон
    15 декабря 2025 07:10
    Вот не зря у нас книги запретили и библиотеки в областях позакрывали.Что бы новым "суперконтрактникам" такую чушь легко было в уши заливать.
    1. Albert
      15 декабря 2025 12:37
      Мехмон,
      А фото разрушенной Бухары в 1920 откуда взяли?
    2. Ююю
      15 декабря 2025 22:07
      Albert,
      это разрушения на фото?? это подготовка к реставрации! ты видил бухару? ну вот реставрировали! ходить правда не везде можно когда ветер. вдруг там чо слитит - голова попадёт. больно будет
    3. Albert
      17 декабря 2025 12:28
      Ююю,
      видИл? слитИт? жалкие русские неучи, вы бы начали с правописания РОДНОГО языка. Окончания глаголов. Это ужас! Хотя вполне ожидаемо то у КОГО сейчас этот самый русский язык на вооружении
    4. Lena Karpova
      18 декабря 2025 11:31
      Albert,
      вот интересно
      а какой вуз окончил сын директора 175 школы?
      вы у нас кто по профессии грамотный вы наш?
  7. Сардобинское водохранилище
    14 декабря 2025 19:28
    Военная операция отличалась беспрецедентным для региона применением технических средств.

    Такое будет со стороны современной России если и когда страны из ЕС или Англия нападут на Россию , как они планируют.
    Президент Путин правда еще добавил , что если со стороны вышеуказанных стран произойдет нападение на Россию или на союзные страны, то ответ будет такой силы, что через несколько часов или максимум дней уже не с кем будет договариваться.
    1. Yuri
      15 декабря 2025 04:03
      Сардобинское водохранилище,
      Мы тоже нападем, для начала надо ввести санкции. Нечего поддерживать кремлёвского сумасшедшего.
    2. Антифа
      15 декабря 2025 07:02
      Yuri,
      Да и вашего жида кокаинового наркомана давно пора на отдых к прадедам.
    3. Гость
      15 декабря 2025 12:26
      Антифа, кремлебот, поменяй ник тебе не идет, с твоего третьего слова заметно что ты нацист.
    4. ANTON SIDOROVICH HOHLENKO
      15 декабря 2025 09:25
      Сардобинское водохранилище,
      CHEREZ 3 DNYA .
    5. Илхом
      16 декабря 2025 09:32
      Сардобинское водохранилище,
      Правду сказал никто не останется, ни победителей и ни побежденных.
  8. Ахмаджон
    14 декабря 2025 04:26
    Как "джентльмены" бомбили Белград стреляли прицельно по женщинам с детьми.Вот это история больше запомнила.
  9. Мистер Винтаж
    13 декабря 2025 20:50
    Интересная статья!
    Те кто не помнят своего прошлого, у тех нет будущего. Не вижу в этом никакого разжигания межнациональной розни, было и было. Стоит ли об этом вспоминать? Да стоит, стоит ли упрекать нынешние власти РФ в этом? Нет, не стоит, они к этому отношения не имеют. Всем добра и мирного неба над головой.
  10. Гость 2
    13 декабря 2025 12:03
    На самом деле бомбят салоботы в коментариях и в жизни, гоги с украины ваш выход
    1. Yuri
      15 декабря 2025 04:04
      Гость 2,
      Полегче, а то схватишь. Уз с Украиной!
    2. Lena Karpova
      15 декабря 2025 13:51
      Yuri,
      "Юра" вы за себя пишите
      нормальные жители нашей страны против бандеровцев
    3. Гость
      15 декабря 2025 15:07
      Lena Karpova, нормальные жители нашей страны против оккупации Украины, то есть против оккупантов!
    4. Ююю
      15 декабря 2025 22:11
      Yuri,
      нет вот вы посмотрите на этого Yuri - ему бухара 20 год тот век жалко, а Гость 2 сегодня не жалко! yuri, ты ччо там схватить предлагаешь? мож мене тоже надо подержать - а?
    5. Гость
      15 декабря 2025 09:08
      Гость 2, кого имеешь ввиду салоботами, хочешь сказать что кремлеботы тоже едят сало? Тогда понятно
    6. Гость 2
      15 декабря 2025 21:31
      Гость, вы на себе показали пример кто это
      P.S. это те кто не считает себя кремлеботом
    7. Гость
      15 декабря 2025 23:38
      Гость, естественно ненормальные за оккупантов.
    8. Гость 2
      16 декабря 2025 06:22
      Гость, оправдывайтесь дальше и запомните большинство не может быть ненормальными, возможно проблема в вашем мировозрении
  11. Ждуны американского безвиза
    13 декабря 2025 11:29
    А правдивая статья как оккупировали Русь всякие ханы и батыи на 300 лет будет?
    Как грабили, убивали, насиловали и уводили людей в рабство.
    А что оставили полезного после себя эти оккупанты?
    Или это другое?
    1. Goga
      14 декабря 2025 22:23
      Ждуны американского безвиза,
      Это совершенно другое. Учи историю.
    2. Goga
      16 декабря 2025 17:06
      Goga,
      Я историю знаю, и там совершенно всё по другому, но для таких как ты это же другое)
      Такие как ты не пишут здесь что сделала Российская империя и СССР, что бы республиках Средней Азии сегодня жизнь не была такой как в соседнем Афганистане.
  12. Ukraine
    13 декабря 2025 09:31
    хочется обратно в СССР
    1. Ждуны американского безвиза
      13 декабря 2025 11:23
      Ukraine,
      Там люди были добрые и не националисты. Любили и соединяли свои сердца в независимости от цвета кожи и национальности и были счастливы!
    2. Goga
      14 декабря 2025 22:24
      Ждуны американского безвиза,
      Глупости
    3. Goga
      16 декабря 2025 17:08
      Goga,
      Сегодня много браков у народов Средней Азии с людьми другого вероисповедания?)
      А я тебе начну пример прямо с каримова и его жены, которые поженились во времена СССР)
    4. Цезарь
      13 декабря 2025 13:16
      Ukraine,
      Северная Корея ждёт тебя дорогая! 🤣
  13. Гость
    13 декабря 2025 06:47
    ,,Это было давно ,и неправда "-если коротко о реакции русских на статью.🤣
    1. Ukraine
      14 декабря 2025 09:00
      Гость,
      Это не вписывается в параллельную реальность, в которой они живут, где Россия ни на кого не нападала, никого не убивала, войн не проигрывала, где границы России нигде не кончаются, и вообще они отдельная цивилизация 😂. Такие смешные
  14. Ждуны американского безвиза
    13 декабря 2025 01:52
    Как реставрировали Самарканд, Бухару Ташкент во времена СССР что то не вспоминают на этом ресурсе? А это же другое.
    Как выпрямляли минареты в Самарканде на площади Регистан, иначе завались бы.
    Как реставрировали медресе Кукельдаш (чем сегодня гордятся, не рассказывая кто это сделал), которое простояло 50 лет разрушенным после землетрясения. И многое другое в не самые сытые годы в СССР занималась спасением памятников старины на территории СА и Узбекской ССР в частности, на тот момент.
    А то сегодня Узбекистан имеет такую территорию, кто то где то когда то сказал добрые слова?
    Затрём как обычно такую информацию?
    1. Сардобинское водохранилище
      16 декабря 2025 14:01
      Ждуны американского безвиза,
      Вот именно так и было. Башни - минареты в Самарканде были выпрямлены по проекту и с участием инженера Сухарева, об этом рассказывают туристам в Самарканде.
  15. Факто
    12 декабря 2025 16:51
    Странно, великие историки любят вспоминать как на них напали татаро-монголы и разоряли их, как Наполеон напал на них и сжег Кремль и как гитлер вероломно напал на них и стер города и деревни.

    А тут переобулись и не хотят признавать факт бомбежки Бухары красными головорезами. Историю не забываем!
    1. Ванькабухой
      12 декабря 2025 22:22
      Факто,
      💯👍👍👍
    2. Надо же
      13 декабря 2025 04:10
      Факто,
      А еще были половцы и печенеги.
    3. Ююю
      13 декабря 2025 09:49
      Факто, во-первых и это главное, головорезы это басмачи! красные вам страны подарили!
    4. Ukraine
      14 декабря 2025 09:02
      Ююю,
      Чтобы что-то подарить, нужно этим обладать. Русские захватили чужие, не принадлежашие им земли, а потом "подарили" их тем, у кого до этого их и украли? Гениальная версия!
    5. Урюк
      15 декабря 2025 22:33
      Ukraine,
      Ты сала что-ли объелся?? Что на ум придет,то и за истину выдаешь!! Фантазер 😁😄
    6. Ukraine
      17 декабря 2025 00:38
      Урюк,
      По существу есть что сказать. Или ума хватает только на глупые оскорбления?
    7. Goga
      17 декабря 2025 16:58
      Ukraine, ну ума у него явно побольше вашего
  16. Milano и Esse контрабас из ОАЭ
    12 декабря 2025 16:30
    Даже не знал что в 20-м году применялось и вообще существовало химическое оружие. Да и "бомбардировщики", как в 1-ю мировую представляли собой типа кукурузника, откуда сбрасывали ножи-гвозди и пр. мелочь. А до этого деревянные стрелы. Рос. империя серьезно отставала от Европы в плане вооружения и экономики в целом. Тем более после войны и двух революций
    1. Goga
      14 декабря 2025 22:26
      Milano и Esse контрабас из ОАЭ,
      Она и сейчас отстаёт
    2. Goga
      16 декабря 2025 17:12
      Goga,
      Отстаёт но побеждает обьедененный запад, на Украине.
      Парадокс)
    3. Гость
      18 декабря 2025 10:47
      Goga, 😄😄 насмешил кремлебот, скажи еще за три дня 😄😄
    4. Lena Karpova
      15 декабря 2025 13:59
      Milano и Esse контрабас из ОАЭ,
      "бомбардировки" с фанерных самолетов это только в воспаленной голове
      максимум сбрасывали 2-3шт мин на живую силу
      и нужно отдать должное - после этого всю Бухару восстановили и реставрировали
  17. Мой хозяин
    12 декабря 2025 14:50
    Вот же устроили тут ))
    У вас проблемы смотрю закончились? Ничего , скоро , ждите, комуналку повысят , налоги повысят, цены на метан заправках со следующим годом. Введут декларирование средств, во запоете. А когда Афганистан начнет забирать воду из Амударьи.
    У нас же проблемы закончились, обсудим самое наболевшее, 1920 год , СССР и как оно истреблялО наш народ. Вай вай, негодяи! Вот уже 35 лет как мы освободились от "гнета" СССР, если вы живёте в Узбекистане, сами все видите, с каждым годом становится тяжко. Цены как в Москве, а зп на уровне дна. Нет, я понимаю нам очень нужны реформы и перестроения во многих сферах жизни. Однако, можно же делать это менее болезненно, чем рубить с плеча, причем лезвие топора не острое, а туповато, рубят аж щепки летят. Если где то ужесточили, повысили, то дайте послабление в другой сфере, не будет так больно людям.
    К тому же те кто все все это принимают, они ведь должны так же понимать, что никто не вечен, что дети их детей будут так же иметь влияние и власть, что бы не париться обо всем и вся. Они тоже станут обычным народом и испытают все тягости болезненных ощущений, тревог, невзгод и изюминку - то что натворили их отцы и деды.
    Подытожим - надо быть благодарным за то, что нам дали, СССР ушло, наследие осталось. СССР дало много хорошего нам, что то я не слышал и не слышу , что при СССР всем плохо жилось в стране Узбекистан. Иногда чтобы что то создать, надо сперва разрушить. Как землетрясение когда то в Ташкенте, отстроили и даже лучше.
    Не разжигание национальную рознь, мир вам и вашему дому.
    1. Гость
      12 декабря 2025 15:52
      Мо хо, так ты согласен тем что красные бомбили мирную Бухару? Это же история. Красные коммуняки убили царскую семью вместе с детьми это то же история. Не понимаю к чему твое возмущение? Вспоминают про Вторую Мировую войну и что в этом плохого? Или ты ущемился?
    2. Ich bin eine reiche Frau Удача
      12 декабря 2025 22:52
      Гость,
      Кстати убил царскую семью поляк из Польши ☝️
    3. Гость
      13 декабря 2025 06:33
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      По приказу русского, Ленина.
    4. Ich bin eine reiche Frau Удача
      13 декабря 2025 14:27
      Гость,
      Нет, по приказу британцев и Германии ☝️. Германия и Англия очень боялись, что русский царь вернётся на трон и поэтому послали поляка, чтобы он убил законного русского царя☝️
    5. Lena Karpova
      15 декабря 2025 14:03
      Гость,
      по приказу Троцкого
      настоящую фамилию Льва Давыдовича вам написать?
      или то что его звали не Лев а Лейба например?
      не было бомбардировщиков во времена Фрунзе
      это просто смешно
    6. Гость
      15 декабря 2025 15:10
      Lena Karpova, кремлеботка, ты в своем репертуаре. Все трудишься по методичке?
    7. Ukraine
      12 декабря 2025 16:27
      Мой хозяин,
      Зачем смешивать нынешние проблемы и трагические страницы нашей истории? Что это за привычка, как только поднимается какой-то вопрос, связанный с советской оккупацией или нынешней Россией, тут же пытаться заткнуть рот нашими социальными проблемами? Одно никак не связано с другим, и мы будем продолжать поступательно поднимать вопросы оккупации, притеснения населения Туркестана со стороны России, как бы вам ни было от этого стыдно и неприятно.
    8. Ich bin eine reiche Frau Удача
      12 декабря 2025 22:51
      Мой хозяин,
      Узбекистан идёт снова по тому пути, как в 1920, нищета - бай и батрак☝️. Ещё умолять будут, чтобы оккупанты пришли и снова стали им строить школы, дома, заводы, фабрики и пароходы бесплатно ☝️,
  18. Чай Лепешка Сыт Немножко
    12 декабря 2025 14:19
    У нас кетменьголовые либералы и салоголовые лысики не умеют фотошопом толком владеть.Могли бы ещё несуществующую железную дорогу дорисовать и какой нибудь терминаторский бронепоезд с ракетными установками.На полном ходу лупящий по крепости.А на фоне неба пролетающий Мессершмитт с Юнкерсами с ракетами томогавк.
  19. виталий
    12 декабря 2025 14:14
    История крива и эта
    а где вы видели прямую
    государства врут на всех языках всегда.
  20. Ююю
    12 декабря 2025 13:31
    а кто-то помнит национальность бухарский еврей? и эти люди с другими европейцами и делали Бухару процветающей пока эмир кубышки золотом алмазом набивал!
    1. Ванькабухой
      12 декабря 2025 22:24
      Ююю,
      А Бухару бомбили конкретно русские!
    2. Ююю
      13 декабря 2025 09:47
      Ванькабухой, узбеки на подхвате снаряды подносили! не любили они того эмира!
    3. Lena Karpova
      15 декабря 2025 14:04
      Ванькабухой,
      с каких самолетов бомбили?
      с фанерных?
      которые кроме летчиков груза больше 20-30кг поднять не могли?
    4. Гость
      15 декабря 2025 15:11
      Lena Karpova, как ты надоела кремлеботка, даже старый совковый фильм был как бомбили Бухару.
    5. Ukraine
      17 декабря 2025 00:42
      Lena Karpova,
      Никак не хочется верить, да,что твоя страна здесь была оккупантом? Не вяжется с тем, что вам в РФ говорят про Россию? Поэтому отрицаешь вещи, которые гуглятся в два счета.
  21. Саня
    12 декабря 2025 09:52
    Как же исторические памятники уцелели? Автор просто врет.
    1. Ukraine
      12 декабря 2025 14:39
      Саня,
      80% всех исторических зданий в Арке (городской цитадели), в том числе дворец эмира, были уничтожены Фрунзе и его боевиками. Они стирали с лица земли мечети, ханака, целые махалли в старом городе. На жемчужину города минарет Калян захватчики целенаправленно сбросили 10 авиабомб, частично разрушив его. То, что уцелело после русской оккупации, до сих пор восстанавливается, город продолжает зализывать раны варварского вероломного нападения.
    2. Чипыжик
      12 декабря 2025 16:53
      Ukraine,
      Аж 10 авиабомб ??? А разве не буревестниками , сорматами ??? Ты почитал бы гугел про начало боевой авиации с бомбежками .
    3. Надо же
      13 декабря 2025 04:18
      Ukraine,
      Так уничтожили, что по сей день там разгуливают павлины и во дворец водят экскурсии местные и иностранные. И цитадель жива живехонька и стены крепостные от супостатов не дрогнули и его величество Минарет не склонил гордую голову перед зверствующими налетчиками.
  22. Гость
    12 декабря 2025 09:49
    Удивительно и неожиданно от УПЛ такой правдивый исторический материал ,открывающее истинную сущность поклонников русского мира.Браво!
    1. Ююю
      12 декабря 2025 12:45
      Гость,
      попрыгай ещё! прыгскок прыгскок
    2. Надо же
      13 декабря 2025 04:19
      Гость,
      Куда делся наш нормальный Гость, кто то его буд то подменил.
  23. Пыжиковые шапки
    12 декабря 2025 09:12
    Они такими статьями проверяют,сколько еще грамотных людей знающих историю осталось. Что бы перейти к следующему шагу одурманивания.
    1. Надо же
      13 декабря 2025 04:19
      Пыжиковые шапки,
      Статья заказная, так и сквозит кое кем и кое чем.
  24. Читатель
    12 декабря 2025 09:07
    Новый модный мем получился: "Где вы были 80 лет назад, когда биндеровцы бимбили Бомбас и Бухару бомбили и всё бомбили, сами себя бомбили биндеровцы?" :)
  25. Люблю лапшу
    12 декабря 2025 08:45
    Что то в статье не упомянули, что Алим-хан был вассалом Российской империи и любимчиком царя, ему было присвоено звание генерала -лейтенанта российской армии. При его управлении была установлена абсолютная монархия, где процветала взяточничество и интриги, в стране процветала бедность, безграмотность деспотизм местных властей, конечно в таких условиях образовалось оппозиция, которая находилась в подполье именно оппозиция начала бунт и мятеж против эмира и обратились за помощью к красной армии, деваться просто уже некуда было. Сам эмир сбежал в Афганистане и оттуда, благодаря своим богатствам начал вести басмаческую войну против своего же населения, в основном басмаческое движение не преследовало ни каких политических амбиций, а в основном занимались грабежом местного населения.
    1. Гость
      12 декабря 2025 14:58
      Люблю лапшу,
      Билиберда...Это оправдывает бомбардировку исторического города авиацией,и приминение химического оружия?
    2. Ich bin eine reiche Frau Удача
      12 декабря 2025 23:08
      Гость,
      Это правда. Даже есть фото в интернете, где эмир бухарский на фото с русскими царскими офицерами фоткался☝️
    3. Гость
      13 декабря 2025 06:36
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Бухару бомбили русские!
    4. Lena Karpova
      15 декабря 2025 14:06
      Гость,
      с воздушных шаров?
      не было бомбардировщиков тогда!
    5. Гость
      15 декабря 2025 15:13
      Lena Karpova, бомбас домбили а Бухару нет? Красноперые головорезы бомбили Бухару.,
    6. Люблю лапшу
      13 декабря 2025 04:29
      Гость,
      Звучит красиво- бомбардировка, типа средство массового уничтожения. Вообще не факт , что у красной армии в Туркестанском крае была авиация, нет никаких документов об этом, такой же фэйк как и бронепоезда без железной дороги. Но даже если и были кукурузники, то максимум бомбы это мешок с гвоздями и пару ручных гранат, на то время просто авиабомб не существовало.
    7. Гость
      13 декабря 2025 08:59
      Люблю лапшу,
      Все у них,у русских большевиков было,это правда.
    8. Lena Karpova
      15 декабря 2025 14:07
      Гость,
      у них что то было
      а вот вас знаниями видимо свыше обделили
      посмотрите вики и увидите в каком году были первые авиационные бомбардировки
    9. Гость
      15 декабря 2025 15:14
      Lena Karpova, учи историю и убедишься какие зверства творили красные.
    10. Надо же
      13 декабря 2025 04:21
      Люблю лапшу,
      Да уж Насреддин афанди соврать не даст.
  26. Бача
    12 декабря 2025 08:09
    ну раз такая песня пошла, тогда надо и написать сколько было построено тут, а то получается, что тут был оазис и с приходом Красной армии все было разрушено
  27. Ждуны американского безвиза
    12 декабря 2025 06:07
    В Секторе Газа спросите как бомбят.
  28. Диля
    12 декабря 2025 04:12
    Для чего это опубликовали и кто заказчик?
    1. Илхом
      12 декабря 2025 14:03
      Диля,
      Отрабатывает заморские гранты.
    2. Цезарь
      12 декабря 2025 14:35
      Диля,
      Ну СВО же по центральной Азии. Что не интересно что-ли?

      Ненче прадеды современных "СВО"лочей.
    3. Мушуксан
      14 декабря 2025 22:55
      Диля,
      надо же народ отвлечь от проблем. вот снова тему национализма стали педалировать, а то что народ спирт купить не может - это другое)
  29. Приколист
    12 декабря 2025 03:13
    Довольно забавный вы конечно народ, узбеки. Как к вам не приедешь в ваш Узбекистан - на улице все такие улыбчивые, дружба народов, все здороваются, брат, ака. В интернет заходишь, комментарии читаешь: и сранная Россия, и езжай в своя Россия, и оккупанты, и не нелюди. Я не знаю. что с вами такое случилось. Раньше лет 20-30 назад все как-то добрее были. Узбекский народ - он всегда отличался своим радушием, милосердием, гостеприимством, благодатной землей. А что с вами сейчас творится - просто волосы дыбом встают. Вас просто жалко становится. Захлебываетесь прям от своей ненависти
    1. Чай Лепешка Сыт Немножко
      12 декабря 2025 04:46
      Приколист,
      Наверное это потому-что они наконец поняли что такое лишнехромосомные лапти. Отсюда и такая правильная реакция. Что не может не радовать.
    2. Эдмон Флогистон
      12 декабря 2025 07:10
      Приколист,
      А вот что творится с вами, россиянами. В пабликах и комментах паскудные выражения в адрес узбеков. Что же вы хотите в ответ?
    3. Ююю
      12 декабря 2025 13:04
      Эдмон Флогистон,
      агрессия на агрессию!
      причём узбеки зависят от России в разы больше чем россияне от Узбекистана!
    4. Ванькабухой
      12 декабря 2025 22:28
      Ююю,
      Малчать женщина!Зависимость это у наркошей.Никакой зависимости нет,есть взаимовыгодномость..
    5. ююю
      13 декабря 2025 14:40
      Ванькабухой,
      ох ты какой жистокий. женщина молчать не может! женщина для чтобы говорить!
      ты опять носки с трусами спутал и не то на то надел?
    6. Чистильщик
      12 декабря 2025 13:09
      Эдмон Флогистон,
      Да пошли вы вон из России к себе в ренессанс , скоро даст Бог СВО закончится и бойцы вернутся,тогда и посмотрим как вы распетушитесь , можно и сейчас конечно но русские народ с доброй душой и не льстивые как вы
    7. Ukraine
      17 декабря 2025 00:49
      Чистильщик,
      Боже, какой кисель в голове... Один из редких экземпляров, у которых мозг полностью заменен на телевизор
    8. Альберт
      12 декабря 2025 08:08
      Приколист,
      Ты не веришь старым фото? Ты уверен что вот за это, что на фото вас будут любить? Ты уверен что то что вы сейчас делаете подобное в соседней стране тоже будет прощено? По русски да? Падумаешь? Сделали и забыли, да?
    9. Ююю
      12 декабря 2025 13:06
      Альберт,
      ты уверен что они делали в своей стране со своими их за это любить и прощать будут? всё по заслугам!
    10. Чистильщик
      12 декабря 2025 08:19
      Приколист,
      Лицимеры и это у них в крови , верить нельзя ни одному слову
    11. Гость
      16 декабря 2025 09:14
      Чистильщик, одним словом русские этим все сказано лицемеры
    12. Гость
      12 декабря 2025 08:24
      Приколист,
      Это ты ещё свои русские сайты не посмотрел.Вот где лицемерие.
    13. Гость
      12 декабря 2025 08:49
      Приколист, это вас русских жалко, Как вы стали шовинистами, нацистами и создали свою нацистскую русскую общину все народы узнали ваше истинное лицо. Раньше вы такими не были, даже те которые живут у нас, поливают грязью нашу страну и народ. Естественно какой привет такой ответ, ищите проблему у себя, откажитесь от высокомерия и шовинизма..
    14. Надо же
      13 декабря 2025 04:31
      Гость,
      Гость, вы какой то не такой. Живущие у нас русские не жалуются, наоборот, считают, что им неплохо живется, много хороших моментов показывают. Говорят, что от добра добра не ищут.
    15. Гость
      13 декабря 2025 11:47
      Надо же, знаем всем народам у нас живется хорошо.
      Если вы такой хороший объясните живущим у нас вашим ююю, Ленке Карповой, Лие, Сумраку, Сухову вообщем всем русским пусть не поливают грязью нашу страну где они проживают, пусть прекратят оскорблять наш народ.
    16. Ukraine
      12 декабря 2025 09:43
      Приколист,
      Мы радушные и милосердные, но не глупцы. Таких чёрных страниц своей истории забывать не собираемся и будем своим детям и вам всегда об этом напоминать. Каждый раз, когда бродишь по разрушенному Арку в Бухаре, поражаешься, насколько нужно потерять человеческий облик, чтобы ради наживы бомбить древний город и уничтожать его культурное наследие вместе с жителями.

      Мы уважаем всех, кто с уважением относится к нашей стране, к нашему языку, культуре и истории, кто изучает узбекский язык, живёт в мире и согласии в нашей прекрасной стране. Но топтать нашу историю и память невинно убитых людей топтать больше не позволим.
    17. Ююю
      13 декабря 2025 09:52
      Ukraine, узбекское это не твой язык, культура, история! переимянуйся! ты не в тему пляшешь
    18. Кочевник
      12 декабря 2025 10:05
      Приколист,
      Во первых, у нас народ действительно радушный и гостеприимный
      Во вторых: вы основывает свои наблюдения на основании отзывов и комментарии в сети? А не задумывались ли вы, что возможно эти комментарии пишут не с Узбекистана?
      В третьих: везде, и у нас в том числе - каков привет, таков и ответ. Мы дружелюбны с теми, кто к нам дружелюбен!
    19. Цезарь
      12 декабря 2025 14:56
      Приколист,
      Доброта и ненависть заслуживается. Значит заслужили ненависть.
    20. Надо же
      13 декабря 2025 04:25
      Приколист,
      У нас и сейчас самый замечательный народ, самая прекрасная земля, ну и мир не стоит на месте, мутят всех глобалисты.
  30. Равшан
    12 декабря 2025 02:26
    СВО 1, СВО 2, СВО 3, СВО 4, СВО 5......
  31. Шнайдер
    12 декабря 2025 02:14
    Еще как бомбила, без пощады
    1. Альберт
      12 декабря 2025 08:09
      Шнайдер,
      Вот и вас также надо. И тоже без пощады. А чего вас щадить то?
    2. Шнайдер
      12 декабря 2025 14:53
      Альберт,
      Нас НАТО защитит лт агрнссора
  32. Здесь все свои
    12 декабря 2025 01:54
    Виновных лиц надо будет строго наказать всех виновных лиц!++++--!!!!!!!
  33. Еее
    12 декабря 2025 01:39
    Автор статьи явно что то потребил и написал написал и написал...
    1. Lena Karpova
      12 декабря 2025 11:40
      Еее,
      автор получает зарплату
      а платят за такие статьи хорошо
      поэтому он их по 2-3 в день может написать
      аппетит наверное хороший у него
  34. Чипыжик
    12 декабря 2025 00:38
    Мутная статья напоминает укров черное море которое выкопали . Никаких опираний на исторические документы нет
    1. Альберт
      12 декабря 2025 08:09
      Чипыжик,
      А что тут мутного, глупыш? Это узбекская история, которую тебе в русской школе не спешили преподносить
    2. Чипыжик
      12 декабря 2025 16:57
      Альберт,
      Погугли когда изобрели бомбы . Авиацию и железная дорога в Узбекистане . А да кстате македонцев не хотите вспомнить а арабов монгол наконец . А теперь дорогой европа и без бомб нас имеет .
    3. Ukraine
      14 декабря 2025 09:13
      Альберт,
      Я учился в русской школе, и нам это преподавали,это часть школьной программы. Вопрос в том, что нормальные ученики освоили курс истории, а ватники нет. И вата изучает историю исключительно по российскому тв.
    4. Гога
      12 декабря 2025 11:19
      Чипыжик,
      Про чёрное море это был прикол одной из юмористических передач. А вам это представили на полном серьёзе. Вы и повелись.
    5. Люблю лапшу
      13 декабря 2025 04:35
      Гога,
      Да все знают, что это из юмористической передачи, но ведь украинцы всерьез гордиться этим стали.
    6. Goga
      14 декабря 2025 22:32
      Люблю лапшу,
      Они это и восприняли, как прикол.
  35. DDD
    12 декабря 2025 00:27
    Вы посмотрите японию после бомбардировок и поражения во второй мировой как они за 25 лет, еще в прошлом столетии развились с 1944-1970, но еще 100 лет назад у них закончилась эпоха эдо (самураев), всего за 25 лет такой скачек в развитии после войны.
    1. Егор
      12 декабря 2025 05:41
      DDD,
      Потому что они не были в сфере влияния соцлагеря. США не вставляли им палки в колёса после войны, а наоборот всячески способствовали им в их развитии.
  36. Сардобинское водохранилище
    12 декабря 2025 00:04
    Наземная фаза операции поддерживалась огнем пяти бронепоездов, курсировавших по железнодорожным путям в непосредственной близости от города.

    Сразу необходимо указать, что возле Бухары нет железнодорожных путей.
    Ближайшая железнодорожная станция это Каган - самое короткое расстояние по прямой более 11 километров.
    Так что все, что написано выше это ложь, а до крепости Арк и того дальше.
    Кроме того бои были не с бухарцами, то есть с населением Бухары, а с нукерами Эмира Бухары. Это тоже факт, что подавляющее большинство население не поддерживало Эмира из-за жесточайшей эксплуатации, переходящего в рабство. Да в 1920 году в эмирате было рабство. Большинство населения приветствовало свержение Эмира. Это тоже исторический факт.
    Почему же так произошло? Да потому, что Советская власть обещала и в конце концов осуществила ликвидацию рабства, жестокой эксплуатации и безграмотности населения, ввела бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, ликвидацию безработицы, заботу о благополучии трудящихся и защиту трудящихся, развитие самоуправления и территории, заботу о культуре, развитие искусств и науки и так далее и так далее.
    Такое впечатление, что кто-то жалеет теперь, что в 1920 году был ликвидирован бухарский эмират и стала единая страна
    1. Альберт
      12 декабря 2025 08:11
      Сардобинское водохранилище,
      Как тебя зовут, историк? Напиши свою книгу и учи по ней детей
    2. Сардобинское водохранилище
      12 декабря 2025 10:19
      Сардобинское водохранилище,
      Еще необходимо добавить про введение пенсии для трудящихся, да и вообще для пожилых-престарелых.
      В Афгане пенсий не было, это для сравнения.
      Также здесь в статье вообще не упомянули о международной обстановке в то время и о том, что эмир в нарушение договора, начал активно сотрудничать с Английской разведкой в целях нанесения вреда местной власти. Об этом тоже имеются исторические свидетельства.
    3. Надо же
      13 декабря 2025 04:36
      Сардобинское водохранилище,
      На эту тему была книга Красная Бухара.
  37. Гога
    11 декабря 2025 23:49
    Не может такого быть, что бы Россия кого то бомбила. Там наверное сбрасывали не бомбы, а букеты с цветами.)
    1. Гога
      12 декабря 2025 06:51
      Гога,
      Нет сникерсы и колу сбрасывала с вертолетов
    2. Викинг
      14 декабря 2025 03:33
      Гога,
      Гвоздика и Гиоцинт поработали .. Градов не было ? Жаль..
  38. Цезарь
    11 декабря 2025 23:47
    Ох эти ЛУДИ!!! ))))
  39. Викинг
    11 декабря 2025 23:29
    Ну а как по другому можно было сохранить остатки империи ? Только войной , политическими репресиями и огромными финансовыми вливаниями.
    Без этого небыло бы УзССР , И современного Узбекистана а было бы два независимых ханства и один Бухарский эмират , а может 30 удельных княжеств. Воюющих между собой . С научно техническим развитием как в соседним Афганистане.
  40. Фабрикант
    11 декабря 2025 22:58
    Про первую атомную бомбу изобретённой во время первой мировой войны забыли упомянуть. Они её не сбросили, не было необходимости.
  41. Серега
    11 декабря 2025 22:57
    Совершенно не понятно для чего выложили этот материал. upl.uz новостной канал, а не исторический, какой смысл здесь писать о том, что было сотню лет назад? Давайте тогда уж и про захват Бухары монголами напишите, чего мелочиться?
    1. Гога
      12 декабря 2025 06:52
      Серега,
      Это же другое.
      Главное же создать обстановку как На Украине.
    2. Пуня
      12 декабря 2025 10:16
      Серега,
      Наверно не приятно читать о зверствах соплемеников и конечно понимаю тысячи безвинно убитых людей для тебя ничего не значат, но даже в память об этих жервах, народ должен знать как все было. По твоей логике тогда зачем вспоминать события 80 летней давости тоисть войну с немцами.
  42. Алишералкаш
    11 декабря 2025 22:46
    Опять фонды развития СМИ США и Европы воду мутять
  43. neznajka
    11 декабря 2025 22:35
    Если бы не большевики, тогда, сегодня бы мы были провинцией Афгана, кто делает такой участи, флаг в руки и через мост.
  44. гогм
    11 декабря 2025 22:11
    бомбила не Бухару, а эмира. а в красной армии было много местного населения и большинство гражданских ее поддерживали и реально получили больше свобод и возможностей.
  45. Саша
    11 декабря 2025 22:03
    Но народ был счастлив при СССР.
    1. Лена
      12 декабря 2025 09:44
      Саша,
      Самое счастливое время.
  46. Профилактика
    11 декабря 2025 21:52
    Прошлое не изменить,его можно только переписать,ибо реальные свидетели давно на небесах.
    А мы живём сегодня и сейчас.
    Каждое утро на ступеньках станции метро Ташкент сидят молодые женщины с младенцами,пожилые женщины, бывают и мужчины ,просящие милостыню.
    С этим как сегодня живётся история???
    О бездомных наша история ничего не забывает?
    1. Надо же
      13 декабря 2025 04:44
      Профилактика,
      Как в Ташкенте, не может быть. Давно не езжу на метро. Бездомство было изжито еще при советской власти. А вот в Бухаре при эмире много было бездомных, юродивых, с немыслимыми сейчас болезными, аферистами всех мастей, голодными, которые могли только вдыхать запах лепешки и жаренного мяса. Под паранджой делались жуткие вещи, людей в зинданы бросали. Насреддин афанды не даст соврать.
  47. Чай Лепешка Сыт Немножко
    11 декабря 2025 21:51
    Лишнехромосомным и безмозглоботам для развития.
  48. алишер
    11 декабря 2025 21:48
    ух проклятые оккупанты,пришли ,школы наоткрывали,детсады,бесплатную медицину устроили,бесплатное образование, электричество,газ,артезианскую воду всем провели, работой и пенсией обеспечили,бесплатно квартиры всем повыдавали,метро,троллейбусы,трамваи провели,стадионы,парки и бассейны пооткрывали да ещё и бесплатно разрешили посещать, ух изверги,не то что сейчас
    1. Алена
      12 декабря 2025 01:55
      алишер,
      Любая империя сочиняет такие мифы,и Римская и Великобритания несли цивилизацию отсталым народам.Вот только чего стоила эта цивилизация этим народам Вы знать не хотите. Русский художник Верещагин имел большие неприятности за попытку отобразить правду о таких благодеяниях , посмотрите как нибудь его картины .
    2. Ежик ака
      12 декабря 2025 07:48
      Алена,
      Так это миф? Ничего этого не было? Ни школ, ни детсадов, ни больниц, ни театров, ни дворцов культуры? И электричество с водопроводом, газ с канализацией всё это было с начала VII века в Узбекистане? "Оккупанты" просто пришли на всё готовое и ни хрена не сделали.
    3. Danila
      13 декабря 2025 20:24
      Ежик ака,
      Это не миф всё это было.Миф то что это было БЕСПЛАТНО,за всё было заплачено в двойном размере,золотом,ураном,газом,хлопком и другими полезными ископаемые,которые отсюда вывозили БЕСПЛАТНО.
    4. Куз
      12 декабря 2025 05:52
      алишер,Ага, и еще и железную дорогу построили , а потом разбомбили...Логика местных- самая железная..))))
    5. Гость
      15 декабря 2025 10:42
      алишер, вы правы они прокляты… да будь они прокляты оккупанты
  49. Азизбек
    11 декабря 2025 21:06
    Хм.. странно, а я всегда думал Россия никогда ни на кого не нападала и Узбекистан как и все остальные сами добровольно присоединились к России.
    1. Егор
      12 декабря 2025 05:46
      Азизбек,
      Видимо кремлеботы не выкупили твой сарказм и поставили лайки. 😄
    2. Азизбек
      13 декабря 2025 03:11
      Егор,
      100%. У них с мозгом, логикой и чувством юмора всегда было туго ))
    3. Серж
      14 декабря 2025 11:22
      Азизбек,
      Надо спросить в службе гос безопасности. Там всю правду знают и смогут объяснить.
  50. борис
    11 декабря 2025 20:52
    Во время переговоров 30 марта 1920 года в Бухаре, проведённых официальной советской делегацией во главе с Михаилом Фрунзе, эмиру был предъявлен ультиматум, согласно которому он должен был ввести в оборот советские деньги на территории государства, содействовать размещению войск Красной Армии на территории Бухары и поддерживать в работоспособном состоянии железную дорогу «Каган—Термез» через территорию эмирата, разрезающего коммуникации России. После того, как эмир отказался выполнить требования, была подготовлена военная операция и осуществлена «революция», заключавшаяся в занятии Бухары Красной Армией 2 сентября.
  51. Люблю Узбекистан
    11 декабря 2025 20:44
    А куда сбежал эмир Бухары?
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      12 декабря 2025 00:51
      Люблю Узбекистан,
      В Афганистан☝️
    2. Ich bin eine reiche Frau Удача
      12 декабря 2025 04:56
      Люблю Узбекистан,
      Эмир Бухары действительно бежал в Афганистан, Кабул, там же и умер в 1944 году☝️
  52. Домовой Кузьма
    11 декабря 2025 20:35
    Явно заказная писанина
    1. Danila
      13 декабря 2025 20:27
      Домовой Кузьма,
      Согласен,по заказу Гостелерадио рф
  53. СМЕРШ
    11 декабря 2025 20:29
    Таким образом ковырялись бы в истории доходов всяких казнокрадов! Чей заказ на этот фуфломицин? Лысого и его дружбанов?
  54. роман
    11 декабря 2025 20:18
    зачем вспоминать то, что было 100 лет тому назад, разве мало сейчас проблем у нас, надо их решать , а не копаться в г...
  55. Прекрасная маркиза
    11 декабря 2025 20:14
    Как хорошо живёт Мурад Тешабаев и воздухом дышит чистым, и продукты у него не дорогие (особенно мясо) и с карточки ничего не украли, НО ведь кушать не может как ему за Польшу, Финляндию обидно. Сто лет прошло СТО А ему до сих пор обидно, ведь больше писать то не о чем!
  56. Шавкат
    11 декабря 2025 20:13
    Фонд Сороса не дремлет.Не зря год назад гегемончики выделили средства для мутнения у нас воды.Уже и Бабушку Вангу успели нагадить.А может вспомним как джентльмены травили коренных индейцев при помощи одеал в гуманитарной помощи? Это более реальная история чем сказки от обиженных западноприводников.
  57. Паша
    11 декабря 2025 19:39
    Если правду напишут это ужас будет я прадеда застал и он рассказывал что баи тварили как русских резали
  58. Усто
    11 декабря 2025 19:37
    Ещё напишите как монголы все разрушали. Тогда даже Узбекистана как единого государства небыло. Были ханства грызлись между собой. И только в 1924 году советская власть создала Узбекскую ССР, Каракалпакистан только в тридцатых годах вошол в состав Узбекистана. И напишите что советская власть вывела Узбекистан из фиодализма в развитое современное государство. А нынешняя успешно разрушает все.
  59. Альберт
    11 декабря 2025 19:34
    Вот. Значит не зря напомнил. Все должны знать что 1 сентября это не только 1991. Это еще и 1920 когда недочеловеки михаила фрунзе убивали бухарцев
    1. Гость
      12 декабря 2025 01:10
      Альберт,
      Тявкай. Никто.
  60. Пыжиковые шапки
    11 декабря 2025 19:30
    Что там прям бомбили то! За сутки бухару взяли а эмир бросив свой народ сбежал с золотишком.
  61. Чайка
    11 декабря 2025 19:26
    не спроста это все сюда закидывается и общественное мнение поднимается
  62. galser23
    11 декабря 2025 19:13
    Последний абзац добавили это хорошо, понятно, что обычно оккупанты в своих колониях инфраструктуры не развивают, а тут было иначе, так что не говорите, что Узбекистан был колонией, при других бы захватчиках в лучшем случае было бы как в Афганистане, а захватить среднюю Азию многие хотели, именно сделать колонией, а не частью большой страны
    1. Гость
      12 декабря 2025 09:36
      galser23,
      не отвлекайтесь, ваш фантазии оставьте при себе, других захватчиков не было. А то что реально было в истории это факты. А что вы возмущаетесь, реальная история она такая упрямая, как бы вам не хотелось переписывать.
  63. Андрей
    11 декабря 2025 19:12
    Может хватит уже переписывать историю, делать акцент на то, что " бедные", ранее "суверенные" страны были оккупированы, народ подвергался унижению и уничтожению, а "оккупанты" всё порушили и поработили? Не такие ли "эксперты" делали учебники по истории для школ? Мурад, не советую и из себя делать такого великого эксперта истории, найдутся более грамотные, которые по полочкам разложат плюсы и минусы, но, гораздо объективнее. Не надо разжигать там, где не надо.
    1. Пуня
      12 декабря 2025 10:26
      Андрей,
      А почему вы решили что ваша история правильная и она переписывпеться, просто было очень много нехороших фактов которые скрывали и умалчивались чтоб титульная нация не выглядила не пристойно мягко говоря.
  64. Гость
    11 декабря 2025 19:08
    Из песни слов не выкинешь.И как же все это перекликается с современностью.,,Обращение о помощи к РСФСР,ковровой бомбардировки города."(Кстати это первая в истории бомбардировка города авиацией,и приминение против мирного города химических боеприпасов).Лицемерное обвинение местного населения в ,,черносотенстве"(нацизме),и ,,мракобесии(неприятии русского мира)..
    И ведь кто то же оправдывает все это и сейчас.
  65. СаламалЭйкум
    11 декабря 2025 19:02
    Действительно, что ковырять прошлое. Наверное поэтому сейчас процветает коррупция в Узбекистане, что Красная Армия бомбила Бухору, если не бомбили бы, сейчас Узбекистан был бы самым процветающим, лучшим государством.
  66. Чистильщик
    11 декабря 2025 18:22
    Кому неймётся вспомнили что 100 лет назад было , вы лучше говорите как засрали Узбекистан после распада СССР, экологию убили , луди вынуждены искать работу кто в России кто ещё где что бы выжить, что ТЭС два года не проработала и сломали реактор, вот обо этом пишите , ну если вам не имётся тогда лады , пишите всю правду и про баев и про бедняков , в чём ходили , где лечились
    1. Салам пополам
      11 декабря 2025 19:05
      Чистильщик,
      вы не понимаете - это другое 😉
    2. Ждуны американского безвиза
      11 декабря 2025 20:16
      Чистильщик,
      А вы правы
    3. Илхом
      11 декабря 2025 20:19
      Чистильщик,
      Что тебе не нравится? Что правда колется? Захватчики разбомбили исторические реликвии города и еще их подожгли. По всему Узбекистану просто разрушили исторические памятники, то что не смогли, отдали под производственное помещение и тем самым время сделала черное дело которую не смогли завершить советы.
    4. Саня
      12 декабря 2025 09:51
      Илхом,
      Как же уцелела Бухора?! Если её так бомбили ничего бы не осталось.
    5. Lena Karpova
      12 декабря 2025 11:49
      Илхом,
      про тотальную реставрацию Самарканда и др.исторических памятников не хотите написать?
      кто это сделал, оплатил?
      в какие годы это было сделано
    6. Илхом
      12 декабря 2025 16:50
      Lena Karpova,
      Самарканд разрушили захватчики. По приказу кауфмана город разбомбили, подожгли а потом истребили 48 тысячи горожан за мятеж и уничтожение 150 захватчиков.
    7. Гога
      13 декабря 2025 12:07
      Илхом, это лучшее что я читал, настолько нести бред, ну это надо уметь, какой кауфман, если его сожгли то почему он целый, какой еще мятеж и истребление вы хоть почитайте историю, выглядит как заказная статья
    8. Чайханщик
      11 декабря 2025 20:45
      Чистильщик,
      Статья похожа на бред первоклассника который перебрал кукнаром.Столько не связанных по смыслу меж собой слов и предложений и не соответствующие тому времени фантазии.Откуда в 20 е годы прошлого века на вооружение молодой красной армии могут взяться самолёты-бомбордировщики да ещё целые эскадрильи ??? Пусть ещё напишут что танки-леопарды были с ночной оптикой и лазерным наведением 🧐🤣🤣
      Тогда были лёгкие бипланы простой конструкции максимум которые на борт могли взять летчика не более 80-90 кг и несколько гранат.Да и бронирования у тех бипланов не было.У летчика не было защиты.Более совершенные самолёты появятся на вооружение Красной Армии лет через 10-15 к середине 30 х годов.
      Автор Але неужели кураторы не знают историю советской авиации??? Может ещё Сталин на летающей тарелки летал.
      Небось фотографию при помощи ИИ создали.😁😁😁
    9. Активистка Аделя
      12 декабря 2025 03:19
      Чайханщик,
      👩‍🚒🌫️🌏Очень хороший комментарий. Всё в точку и в детали. Adele Activiste eternelle ❄️🌫️⚡
    10. Ukraine
      12 декабря 2025 14:53
      Чайханщик,
      Прежде, чем писать эту простыню, мог бы хотя бы почитать исторические источники. Тогда бы ты узнал, что в Кагане был аэродром, на котором большевистские боевики содержали 11 самолетов, в том числе французские бомбардировщики Farman (одни из первых бомбардировщиков в истории) и истребители Nieuport, и британские многоцелевые самолеты Sopwith.

      Естественно, все эти самолеты были иностранного производства и остались в наследство от Российской империи или захвачены в ходе Гражданской войны
    11. Ежик ака
      11 декабря 2025 20:50
      Чистильщик,
      Кому-то сейчас, ой как необходимо национальные разногласия. Не спроста это. Сейчас соберутся оголтелые русофобы с бомбическими "аргументами" типа: если бы не русские, жили бы как в Европе.
    12. Гость
      11 декабря 2025 21:30
      Чистильщик, а тебе что, че занервничал?
    13. Ich bin eine reiche Frau Удача
      12 декабря 2025 00:57
      Гость,
      А ты чё занервничалО?
    14. Чистильщик
      12 декабря 2025 02:51
      Гость,
      Я не нервничаю , а вот когда я нервичаю такие как ты Вай дод орут
    15. Гость
      12 декабря 2025 09:44
      Чистильщик, такой смелый? ты случайно не Сумрак? Тоже геройствовал, в итоге в нору закопался.
    16. Гость
      12 декабря 2025 09:41
      Чистильщик, как засрали СССР, все пятнадцать республик обрели независимость от коммуняцких палачей. Нашу историю сами знаем и незачем нам указывать что писать. Если так интересно история то пишите о своих крепостных, о холопах что они ели, пили и одевали, не лезьте к нам.
    17. Ich bin eine reiche Frau Удача
      12 декабря 2025 23:25
      Гость,
      Галоши, кизяк и глиняные дома вспомнил, потомок из средней Азии ☝️
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

В ташкентской подземке пришлось высадить пассажиров поезда из-за мужчины, который сломал двери

В пресс-службе Ташкентского метрополитена опубликовано официальное сообщение. 30 января текущего года, около 18:00, на станции метров
Сегодня, 12:03 1

Сборная Узбекистана по футболу обыграла Китай

В пресс-службе Ассоциации футбола Узбекистана опубликовали итоге товарищеского матча. 30 января текущего года, сборная Узбекистана по футболу, среди
Сегодня, 09:44

17-летний уроженец Бухары занимался интернет-мошенничеством, обманув около 300 соотечественников

Задержан очередной интернет-мошенник - сообщает пресс-служба МВД. В правоохранительные органы обратились двое жителей Бухарской области и сообщили,
Сегодня, 09:17 2

В Узбекистане обновили курс иностранных валют на 2 февраля

В Узбекистане обновили курс иностранных валют. Об этом сообщает Центральный банк. Согласно информации, курс иностранных валют 2 февраля будет
Сегодня, 08:59

Узбекистан временно закрывает импорт мандаринов и ананасов из Китая

В пресс-службе Агентства по карантину и защите растений опубликовали официальное сообщение. Сообщается, что Узбекистан приостанавливает выдачу
Сегодня, 08:36