Экологическая ситуация в столице Узбекистана потребовала введения экстренных и долгосрочных мер, масштаб которых не имеет прецедентов в новейшей истории страны. Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды обнародовал комплексную стратегию действий, часть из которых реализуется уже сегодня, в то время как другие, более радикальные шаги, вступят в силу в ближайшие недели и месяцы.
На данный момент городские службы переведены в режим повышенной готовности. Для снижения уровня пыли и улучшения микроклимата принято решение о круглосуточной работе всех имеющихся в городе фонтанов и систем автоматического полива. Дополнительно на улицы выведено 58 специализированных водовозов, занимающихся орошением дорожного полотна и прилегающих территорий. Параллельно с этим, сотрудники правопорядка совместно с представителями прокуратуры и экологами проводят ежедневные рейды по тепличным хозяйствам, выявляя нарушения в системах отопления.
В ведомстве подчеркивают, что текущие рейды — лишь прелюдия к масштабной трансформации тепличного сектора. Из-за энергетического кризиса в Центральной Азии и дефицита голубого топлива многие хозяйства вынужденно перешли на уголь, что существенно усугубило загрязнение воздуха. План властей предусматривает перевод 149 теплиц на газовое отопление уже до 1 января наступающего года. В течение 2026 года аналогичная процедура ожидает еще 312 объектов. Те хозяйства, которые окружают столицу и формируют так называемый «воздушный пояс», будут обязаны либо подключиться к газораспределительной сети, либо установить современные фильтрационные сооружения.
Наиболее резонансные изменения ожидают жителей и бизнес-сообщество уже через неделю. Согласно представленному документу, с 1 декабря 2025 года вводится жесткий запрет на использование бензина марки АИ-80, который экологи называют одним из главных источников токсичных выбросов транспорта. Одновременно с этим вступает в силу мораторий на сжигание мазута и угля на теплоэлектростанциях и ГРЭС, расположенных в Ташкенте и столичной области.
Промышленный ландшафт города также претерпит изменения. В течение трех зимних месяцев планируется передислокация 87 промышленных предприятий за черту города. В настоящее время разрабатываются дополнительные предложения о приостановке деятельности ряда заводов и их последующем выносе за пределы жилых зон.
Следующий этап реформ намечен на весну 2026 года. С 1 апреля строительные регламенты станут значительно строже: для площадок размером от 500 квадратных метров вводится обязательное требование по озеленению не менее 25% территории. Кроме того, застройщиков обяжут устанавливать станции экологического мониторинга. В этот же период власти намерены вернуться к идее внедрения экологических стикеров для автотранспорта. Несмотря на то, что ранее население выступало против данной инициативы, в Комитете уверены, что система стикеров необходима для стимулирования перехода на электромобили и облегчения экологической нагрузки.
Летний пакет мер, вступающий в силу с 1 июля 2026 года, направлен на модернизацию автопарка и дорожной инфраструктуры. Правительство готово выделить 100 миллиардов сумов на программу trade-in, позволяющую гражданам обменять автомобили, выпущенные до 2000 года, на современные модели. Для борьбы с заторами, которые косвенно влияют на качество воздуха, в городе установят 700 новых светофорных объектов. Также будет пролонгирован запрет на въезд большегрузного транспорта в часы пик: с 07:00 до 10:00 утра и с 17:00 до 20:00 вечера.
Особое внимание в докладе уделено научному анализу причин загрязнения. Согласно данным мониторинга, 36% вредных веществ в атмосфере имеют природное происхождение, 28% приходятся на выбросы от отопительных систем промышленности и домохозяйств, а 16% — на транспорт. Ситуацию усугубляет изменение климата: процессы опустынивания в регионе идут быстрее, чем когда-либо за последние 150 лет наблюдений. Каждую минуту площадь ледников в Центральной Азии сокращается на 9 квадратных метров, что ведет к снижению влажности атмосферы и прекращению дождей.
Дополнительным фактором стало нарушение городской аэродинамики. Хаотичная застройка и игнорирование строителями норм ШНК привели к изменению «розы ветров». Средняя скорость ветра в столице упала с 1.7 м/с в 1950 году до текущих 1.3 м/с, что препятствует естественному выдуванию смога. Высадка хвойных пород деревьев, как показала практика, не решает проблему пыли. В связи с этим, в течение трех лет планируется создание двух новых Ботанических садов (в Ханабаде и поселке Улугбек) и двух Дендрологических парков (на Уч Кахрамоне и вдоль реки Чирчик в Старых Сергели). Вокруг Ташкента при поддержке международных грантов будет создан «Зеленый пояс».
Для оперативного контроля за ситуацией при Green University создается мобильная лаборатория. Она сможет в течение суток не только фиксировать уровень загрязнения, но и с высокой точностью определять его источник — будь то выхлопные газы автомобилей или дым от теплиц.