В условиях обостряющейся экологической ситуации Национальное агентство по экологии и изменению климата Узбекистана инициировало жесткие меры регулирования промышленного сектора. В соответствии с последними директивами ведомства, руководители производственных объектов по всей республике поставлены перед фактом необходимости экстренного сокращения объемов вредных выбросов в атмосферу. Согласно официальному требованию, уровень загрязнения должен быть снижен ровно на 50 процентов. Крайний срок исполнения данного предписания установлен на ближайшую дату - 1 декабря текущего года.
Данное решение было принято на фоне прогнозов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, способствующих накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. В таких ситуациях, ссылаясь на статью 24 закона «Об охране атмосферного воздуха», регулятор имеет право требовать от хозяйствующих субъектов принятия оперативных мер по минимизации экологического ущерба.
Однако нынешняя инициатива выходит за рамки временных рекомендаций. Ведомство обозначило серьезные последствия для тех, кто проигнорирует ультиматум. Предприятиям, которые не обеспечат двукратное снижение выбросов к началу зимы, грозят санкции, способные парализовать их деятельность. Речь идет о временной приостановке работы сроком до десяти рабочих дней. В более критических случаях, опираясь на статью 22 Закона «Об экологическом контроле», Нацкомитет оставляет за собой право инициировать процедуру полной ликвидации предприятия-нарушителя.
Параллельно с экстренными мерами вводится долгосрочная стратегия модернизации, обязательная для исполнения. Промышленный сектор обязан не только сокращать текущие показатели загрязнения, но и внедрять технологические решения для системного контроля. В перечень обязательных требований вошла установка автоматических станций мониторинга, способных анализировать состав выбросов в режиме реального времени. Эти системы должны быть напрямую интегрированы в единую базу данных экологических органов, что исключит возможность сокрытия реальных цифр загрязнения.
Кроме того, заводы и фабрики обязаны провести ревизию и обновление своих очистных мощностей. Это подразумевает установку высокоэффективных пылегазоочистных агрегатов, модернизацию локальных очистных сооружений, а также оснащение санитарно-защитных зон стационарными постами наблюдения, работающими в автоматическом режиме.
Для реализации этих капиталоемких задач установлены четкие временные рамки, дифференцированные по степени воздействия объектов на окружающую среду. Хозяйствующие субъекты, классифицируемые как предприятия первой категории опасности, должны завершить переоборудование до 1 января 2026 года. Организациям второй категории предоставлена отсрочка до 1 июля 2026 года. Нарушение этих сроков повлечет за собой финансовые взыскания: компенсационные платежи за загрязнение среды будут рассчитываться с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Правовая база для наказания нарушителей включает не только административные, но и уголовные механизмы. К субъектам, игнорирующим экологические обязательства, будут применяться нормы статей 85-1, 95 и 197-6 Кодекса об административной ответственности. Если же действия (или бездействие) промышленников приведут к значительному загрязнению атмосферного воздуха с тяжкими последствиями, материалы дел будут передаваться сотрудникам правопорядка для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел в соответствии с Уголовным кодексом Республики Узбекистан.
Государство переходит от политики увещеваний к механизмам жесткого принуждения, ставя во главу угла экологическую безопасность населения, даже если это потребует остановки крупных промышленных мощностей.
Зимой в крупных городах Узбекистана, расположенных в предгорных впадинах (например, Ташкент), часто возникает явление температурной инверсии. Теплый слой воздуха «запирает» холодный воздух у земли, не давая рассеиваться промышленным выбросам и автомобильным выхлопам, что создает эффект «купола» из смога и делает требования по снижению выбросов критически важными именно в зимний период.