В столице Узбекистана дан старт масштабной реформе, которая кардинально изменит подход к управлению городским трафиком и контролю за состоянием окружающей среды. Сегодня, в понедельник 8 декабря 2025 года, стало известно о деталях утвержденных президентом Шавкатом Мирзиёевым мер, направленных на ликвидацию заторов и цифровую трансформацию транспортной артерии мегаполиса.
Ключевым элементом новой стратегии становится создание Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Данная структура, согласно указу, начинает функционировать в режиме правового эксперимента. Ей передаются значительные полномочия от смежных государственных органов, что позволит централизовать принятие решений в дорожно-транспортной сфере вплоть до 2028 года. Как отметил пресс-секретарь президента Шерзод Асадов, такая реорганизация необходима для формирования единой вертикали управления, исключающей бюрократические проволочки между ведомствами.
Техническая сторона реформы опирается на внедрение Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Это не просто обновление оборудования, а создание единой цифровой платформы, куда будут стекаться данные со всех городских камер, дорожных датчиков, систем навигации и пунктов весогабаритного контроля. Особое внимание уделено интеграции ИТС с ситуационным центром Комитета по экологии. Это слияние баз данных позволит в автоматическом режиме оценивать выхлопы транспортных средств.
Система настроена на выявление автомобилей, чьи показатели выбросов превышают допустимые нормы или не соответствуют классу экологической зоны, в которой они находятся. Фактически, город переходит на автоматизированный экомониторинг, где нарушители будут фиксироваться без участия человеческого фактора. Сотрудники правопорядка и экологические инспекторы получат доступ к аналитике в реальном времени, что позволит оперативно реагировать на нарушения.
Параллельно с цифровизацией, на улицах Ташкента разворачивается крупная инфраструктурная программа. В планах властей - комплексная реконструкция ключевых развязок и перекрестков. Для общественного транспорта, приоритет которого неоднократно подчеркивался, будут выделены новые специальные полосы, а движение начнут регулировать интеллектуальные светофоры, подстраивающиеся под плотность потока.
Долгосрочные цели, обозначенные до 2030 года, выглядят амбициозно. Город намерен построить 16 новых путепроводов и тоннелей, которые должны разгрузить самые проблемные участки. Запланирован капитальный ремонт тысячи километров автодорог и модернизация 700 перекрестков до уровня «умных». Не забыты и альтернативные способы передвижения: сеть велодорожек вырастет на 170 км, а пешеходные зоны увеличатся на 200 км.
Финансовым фундаментом этих преобразований станет специально учреждаемый фонд развития дорожной и транспортной инфраструктуры. Модель его наполнения предполагает, что нарушители сами будут оплачивать модернизацию города. В фонд начнут поступать средства от штрафов за нарушение ПДД и экологических норм, доходы от размещения наружной рекламы, а также поступления от программы «Безопасный город».
Эти аккумулированные средства имеют целевое назначение. Их запрещено тратить на сторонние нужды: деньги пойдут исключительно на финансирование инфраструктурных проектов, создание транспортного мастер-плана, разработку передовых инженерных решений и техническое обеспечение работы ИТС. Таким образом, штраф за «грязный» выхлоп или проезд на красный свет трансформируется в новый асфальт или современную автобусную полосу.
Впервые концепция «умного города» (Smart City), элементы которой сейчас внедряются в Ташкенте через ИТС, была применена не в мегаполисе, а в небольшом районе Сонгдо в Южной Корее, который был построен с нуля исключительно для тестирования технологий городской автоматизации. Теперь схожие алгоритмы будут регулировать трафик на улицах узбекской столицы.