Большинство опрошенных граждан Узбекистана, участвовавших в исследовании, отметили значительное увеличение цен на хлеб и муку в сентябре текущего года. По оценкам, ощущаемый уровень инфляции среди населения снизился и составил 13,3% за указанный месяц. Этот показатель уменьшился на 1,2 процентных пункта по сравнению с предыдущим месяцем.
Интересно отметить, что различные категории респондентов указали на разные факторы, оказывающие влияние на инфляцию. Так, граждане с доходом до 10 миллионов сумов подчеркнули значительное подорожание хлеба и муки, в то время как те, у кого доход составляет от 10 до 15 миллионов сумов, беспокоятся о росте цен на бензин и топливо. Высокий уровень роста цен на фрукты и овощи беспокоит респондентов с доходом более 15 миллионов сумов.
Стоит отметить, что доля тех, кто заявил о резком увеличении цен на хлеб и муку, существенно возросла, составив 53% респондентов, в то время как в августе этот показатель был значительно ниже и составлял 14%. На втором месте по росту цен у граждан оказались мясо и молоко (43%), бензин и топливо (34%), яйца (31%) и фрукты с овощами (25%).
Если рассматривать ситуацию с учетом регионов, то ощущаемый уровень инфляции в сентябре оказался выше всего в Ташкенте (14,8%), Бухарской области (14,6%) и Сурхандарье (14,4%). В то время как наименьший рост цен был зафиксирован в Каракалпакстане (11,6%), Навоийской области (11,8%) и Джизакской области (12,1%).
Следует отметить, что аналогично данным по ожиданиям инфляции, Центральный банк в этот раз не предоставил информацию о восприятии уровня инфляции среди населения. В августе около 32% опрошенных граждан ощутили рост цен в пределах 9−12% и 17−20%, их количество увеличилось по сравнению с июлем. Также увеличилось количество респондентов, оценивающих инфляцию в пределах 13−16%, 21−25% и 31% и выше.
Важно отметить, что официально опубликованный уровень инфляционного роста олицетворяют смену общего уровня цен всех товаров и услуг в корзине индекса потребительских цен, формируемой на основе спроса большого количества домохозяйств. Личная (ощущаемая) инфляция формируется на основе изменения цен потребляемых товаров и услуг в повседневной жизни человека или семьи. Если цена товара, который покупается регулярно, повышается, это вызывает большее ощущение роста цен, чем если повышается цена товара, который покупается редко.