В Узбекистане на фоне ухудшения экологической ситуации и проблем с топливом многие граждане предпочитают покупать электромобили. В последние годы на улицах Ташкента и других крупных городов можно увидеть большое количество автомобилей, ездящих на электричестве.
Аналитики OLX проанализировали спрос и предложения на электромобили. Данные, собранные компанией, показывают, как растет интерес узбекистанцев к электромобилям с каждым годом.
В частности, в январе 2021 года в категории сайта «Транспортные средства» и ее подкатегории «Электромобили» было размещено 1 944 объявления, в этом же месяце 2022-го – 8 974, а цифра первого месяца 2023 года достигла 18 430 с рекордным в сравнении с предыдущими периодами числом отзывов – 434 096. Что касается стоимости представленных на онлайн-площадке марок, то здесь также прослеживается тенденция рыночной арифметической прогрессии. По параметрам пользовательского спроса и популярности были выбраны несколько марок электромобилей и изучены их ценовые диапазоны.
Например, в 2021 году медианная стоимость AUDI составляла 88,7–125 тысяч долларов, Tesla – 33–57,6 тыс. долларов, BYD – 39–40,3 тыс. долларов, GAC – 39,3 тыс. долларов, Hyundai – 28–32,9 тыс. долларов, Toyota – 21–30 тыс. долларов, Volkswagen – 25,8–26,2 тыс. долларов, ORA – 23,7 тыс. долларов, JAC – 23,4 тыс. долларов.
В январе 2022 и 2023 года цены на эти же марки электромобилей менялись с заметной динамикой по причине увеличения ассортимента рынка и конкурентоспособности:
AUDI: 52,5–57,7 тысяч долларов (2022) и 45–70 тыс. долларов (2023);
Tesla: 49–61 тыс. долларов (2022) и 42–52 тыс. долларов (2023);
BYD: 42–43 тыс. долларов (2022) и 21,7–33,5 тыс. долларов (2023);
GAC: 37–38 тыс. долларов (2022) и 25,8–26 тыс. долларов (2023);
Hyundai: 29–32 тыс. долларов (2022) и 28–31,5 тыс. долларов (2023);
Toyota: 33–36 тыс. долларов (2022) и 26,5–31,2 тыс. долларов (2023);
Volkswagen: 38–38,4 тыс. долларов (2022) и 33–38,4 тыс. долларов (2023);
ORA: 39 тыс. долларов (2022) и 18,7–33 тыс. долларов (2023);
JAC: 18,7–30 тыс. долларов (2022) и 17,5–21 тыс. долларов (2023).
Наряду с электромобилями в поддержку экологии и удобства перемещения все более популярными средствами передвижения в Узбекистане становятся электросамокаты. Одними из главных преимуществ являются их компактность и легкость в управлении, что позволяет беспрепятственно передвигаться по городским дорогам. Они также представлены на сайте OLX.uz. К примеру, за январь прошлого года в категории «Транспорт» в подкатегории «Мото» было размещено 947 объявлений, предлагающих товар по медианной цене 4 млн сумов. Отзывы на них достигли цифры 15 295.
В свете повышения тарифов на бензин в Узбекистане, а также возможного отказа от использования бензина марки А-80, электромобили становятся все более привлекательным вариантом для водителей.
Что касается стоимости зарядки электромобилей на общественных станциях, то цена "заправки: зависит от объёма АКБ. В среднем зарядить электромобиль до 100% в таких пунктах обойдётся до 150 тысяч сумов. Этого заряда достаточно, чтобы проехать в среднем 480 км.
Соответственно, в среднем цена за 100 км составит 31 250 сумов. И эта стоимость, конечно, не сравнится с заправкой бензиновых иномарок.
Сравнение цены зарядки и бензина показывает, что зарядка электромобиля может стать более экономически выгодным вариантом. С улучшением условий и инфраструктуры для использования электромобилей, есть вероятность, что они станут популярнее среди узбекских водителей в будущем, обеспечивая пользу для окружающей среды и общества в целом.
Стоит также отметить, что в последние годы в Узбекистан начали завозить бюджетные варианты электромобилей, стоимость которых примерно ровняется стоимости узбекских Gentra и Cobalt.