До конца текущего года в Узбекистане планируется внедрение отдельных счетов потребления электроэнергии для зарядных станций электромобилей. Об этом на пресс-конференции 11 июля сообщил первый заместитель «Региональных электрических сетей» Алвар Гайбуллаев.
По его словам, инициатива обусловлена растущим числом обращений граждан, желающих разделить оплату электроэнергии для бытовых нужд и зарядки электромобилей. В настоящее время наблюдаются трудности с открытием дополнительных лицевых счетов в Ташкенте и Самарканде.
Проблема усугубляется тем, что из-за дефицита энергомощностей потребители часто подключаются к нескольким трансформаторам, в то время как один счетчик привязан к концентратору сбора данных только одного трансформатора. В результате компания сталкивается с неполной картиной энергопотребления.
Гайбуллаев отметил, что «Региональные электрические сети» разработали предложения по решению данной проблемы. Вместе с тем, он подчеркнул, что обеспечение электроэнергией электромобилей требует комплексного подхода и не ограничивается только открытием отдельных счетов.
«Необходимо модернизировать оборудование всей системы, вплоть до увеличения сечения проводов. Это связано с тем, что существующая электропроводка во многих домах, построенных в 70-80-х годах, не рассчитана на возросшие нагрузки», – пояснил он.
По словам первого замглавы РЭС, в прошлом году во время аномальных морозов участились случаи возгорания электрокабелей в многоэтажных домах. Это происходило из-за того, что провода, изначально рассчитанные на минимальное количество электроприборов, стали пропускать в 3-4 раза больше электричества с появлением кондиционеров, мощных компьютеров и другой бытовой техники.
«Проектные институты уже получили задания по полной замене такой устаревшей проводки с учетом современных нагрузок, в том числе от зарядных станций электромобилей», – добавил Алвар Гайбуллаев.
Также рассматривается вопрос о переводе зарядных станций во II группу потребителей электроэнергии, что повлечет за собой установление тарифа в 900 сумов за 1 кВт/ч (для сравнения: базовый тариф для бытовых потребителей составляет 450 сумов).
Напомним, что в мае текущего года Министерство энергетики Узбекистана объявило об упрощении процедур установки электрозаправок. Согласно новому ведомственному указу, «Региональные электросети» и «Узэнергоинспекция» обязаны согласовывать их подключение в течение месяца.
По данным компании Tashkent Invest, в октябре 2023 года в столице Узбекистана насчитывалось 73 станции зарядки электромобилей, что составляло 2,5 станции на 100 тысяч человек. При этом количество электрокаров и гибридов в Ташкенте за год выросло в 10 раз и достигло почти 19 тысяч единиц.
В июне на совещании под председательством президента обсуждались планы по внедрению сниженных ночных тарифов на электроэнергию, чтобы стимулировать домашнюю зарядку электромобилей. Также рассматривается возможность установки зарядных станций мощностью до 22 кВт на улицах и возле многоквартирных домов, а внутри жилых помещений – до 7 кВт.