Агентство стратегических реформ Узбекистана опубликовало результаты анализа национальной пенсионной системы, выявившего ряд системных проблем. Эксперты агентства призывают к комплексной реформе, которая затронет практически все аспекты пенсионного обеспечения.
Согласно проведенному исследованию, Узбекистан занял 71 место из 75 в рейтинге Allianz Pension Ranking 2023, значительно уступая таким странам, как Казахстан (34 место), Россия (37 место) и Турция (59 место). Низкие позиции Узбекистана обусловлены сочетанием факторов, включая неблагоприятные базовые условия, нестабильность и недостаточное соответствие международным стандартам.
Анализ выявил парадоксальную ситуацию: несмотря на сравнительно высокие пенсионные взносы (12-25%), граждане Узбекистана получают относительно низкие пенсии. Валовый коэффициент выплат, отражающий соотношение средней пенсии к средней заработной плате, составляет всего 55%, что говорит о неэффективности существующей модели.
Одной из ключевых проблем эксперты называют низкий охват пенсионной системой. В условиях высокого уровня неформальной занятости, свойственного экономике Узбекистана, лишь 38% населения охвачены пенсионным страхованием. Доступные программы индивидуальных пенсионных накоплений остаются непопулярными из-за низкой доходности и ограничений в использовании средств.
Серьезную озабоченность вызывает растущая зависимость Пенсионного фонда от государственных субсидий. За последние 10 лет доходы фонда выросли в 3,4 раза, в то время как расходы увеличились в 5 раз. С 2020 года правительство вынуждено покрывать дефицит Пенсионного фонда за счет бюджетных трансфертов, объем которых, по прогнозам, продолжит расти в ближайшие годы.
В качестве ответа на выявленные проблемы, Агентство стратегических реформ разработало ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности и устойчивости пенсионной системы Узбекистана. В частности, предлагается:
- Трансформировать систему обязательных накопительных пенсионных счетов в Халк банке, сделав ее добровольной, гибкой и доступной для других банков.
- Предоставить возможность крупным работодателям внедрять программы профессионального пенсионного обеспечения в партнерстве с финансовыми учреждениями.
- Установить дифференцированные взносы для самозанятых граждан, привязав их к уровню дохода, и упростить процедуру уплаты взносов.
- Оптимизировать управление государственным пенсионным фондом с целью сокращения административных расходов. Повысить прозрачность деятельности фонда и установить четкие критерии назначения пенсий. Внедрить передовые технологии для автоматизации процессов.
- Стимулировать рост официальной занятости, в том числе среди женщин, для расширения базы плательщиков пенсионных взносов.
Кульминацией реформы, по мнению экспертов агентства, должен стать указ президента, предусматривающий комплексный пересмотр пенсионной системы, включая условия назначения пенсий, пенсионный возраст и механизмы расчета трудового стажа. При этом особое внимание следует уделить вопросам обеспечения максимального охвата населения пенсионным страхованием.