На прошедшем в Алматы саммите складской недвижимости стран Центральной Азии (CAWS) основатель и глава группы компаний INFOLine Иван Федяков выступил с докладом, посвященным перспективам развития потребительского рынка и его влиянию на сектор складской недвижимости.
Анализируя состояние потребительских рынков Казахстана и Узбекистана, эксперт отметил замедление темпов роста в Казахстане на фоне огромного потенциала Узбекистана. Исследование INFOLine показало, что почти половина ассортимента казахстанских магазинов, особенно в сегменте продуктов питания, представлена товарами российского производства.
«Высокая зависимость от импорта из России будет сохраняться еще долгое время. Это означает, что спрос на склады в Казахстане будет только расти, поскольку товары необходимо где-то хранить до момента их реализации», – отметил Иван Федяков.
Говоря о тенденциях на российском рынке, эксперт указал на активное замещение международных брендов локальными, которые, как правило, неизвестны потребителям в Центральной Азии. «Это открывает возможности для экспансии в регион не только российских, но и турецких, и других международных компаний. Учитывая, что немногие из них сразу же запускают локальное производство, спрос на складские помещения будет увеличиваться».
Сравнивая Казахстан и Россию, эксперт отметил, что, несмотря на меньшее количество магазинов в Казахстане, на душу населения их приходится больше. Это связано с высокой долей небольших магазинов, традиционной и прилавочной торговли.
«В краткосрочной перспективе рост будет происходить не за счет увеличения количества торговых точек, а за счет качественного усиления и консолидации рынка. Крупные сети будут увеличивать свою долю, поглощая менее эффективные предприятия. Ключевым фактором успеха станет эффективная логистика, позволяющая оптимизировать цены, обеспечивать свежесть и доступность товаров», – считает Иван Федяков.
Анализ ста крупнейших торговых сетей Казахстана, проведенный INFOLine, показал рост числа магазинов всего на 10% за последний год, в то время как розничный товарооборот увеличился почти на 16%.
«Это свидетельствует о наличии определенных проблем на рынке, в том числе связанных с закредитованностью. В то же время, в Узбекистане наблюдается активный рост крупных торговых сетей, открывающих все новые магазины. Эта тенденция сохранится и в будущем, стимулируя развитие складской недвижимости», – отметил Иван Федяков.
Эксперт также указал на бурный рост электронной коммерции во всех странах региона, чему способствует стремительное развитие технологий связи. По итогам прошлого года уровень проникновения интернет-торговли в Казахстане превысил 12%.
«Магазины «у дома» и прилавочная торговля будут постепенно проигрывать конкурентную борьбу сетевой торговле и онлайн-каналам. В Казахстане мы наблюдаем стремительное развитие E-grocery – ультрасовременного формата торговли, который получил мощный импульс к развитию во время пандемии», – прогнозирует Иван Федяков.
По мнению эксперта, жители крупных городов все чаще отдают предпочтение онлайн-покупкам продуктов питания. Аналогичная тенденция наблюдается и в Узбекистане, где развиваются сервисы доставки продуктов питания и готовых блюд.
«Рост современной торговли и увеличение товарооборота будут стимулировать развитие рынка складской недвижимости. Главное – грамотно воспользоваться открывающимися возможностями», – резюмировал Иван Федяков.