Центральный банк Республики Узбекистан прогнозирует дополнительный рост инфляции на 1,5-1,8 процентных пункта в связи с запланированным повышением тарифов на газ и электроэнергию в апреле 2025 года. Эта информация была озвучена председателем ЦБ Мамаризо Нурмуратовым на пресс-конференции 31 октября 2024 года. Данный фактор уже учтен в прогнозе инфляции на следующий год.
В рамках основного сценария развития экономики, регулятор ожидает снижения инфляции с прогнозируемых 9,5% по итогам текущего года до 6-7% в 2025 году. Несмотря на ожидаемое снижение, в расчет уже заложен апрельский рост цен на энергоресурсы. Базовый тариф на электроэнергию (в пределах потребления 200 кВт·ч в месяц) вырастет на 33,3%, с 450 до 600 сумов. Стоимость газа увеличится еще значительнее — на 53,8%, с 650 до 1000 сумов.
Вопрос о возможном повышении основной ставки, которая недавно была снижена ниже 14% впервые за семь лет, остается открытым. Мамаризо Нурмуратов подчеркнул, что решение будет зависеть от общей инфляционной среды, уделяя особое внимание динамике базовой инфляции и цен на основные потребительские товары. «Даже если общий уровень инфляции останется на уровне 10,5%, рост базовой инфляции на 1,1 процентного пункта до 7,1% в последнем квартале сигнализирует о сохраняющихся инфляционных рисках», — пояснил глава ЦБ.
Влияние майского повышения тарифов на газ и электроэнергию на инфляцию оказалось несколько ниже прогнозируемых 4,2 процентных пункта, составив 3,9 п.п. Первоначальная оценка предполагала вклад в 2,4 п.п.
Ранее Центробанк в третий раз отложил достижение целевого показателя инфляции в 5%. В соответствии с основным сценарием, таргет планируется достичь во второй половине 2026 года, а в альтернативном – в начале 2027 года. Заместитель председателя Центрального банка Бехзод Хамраев объяснил перенос сроков поэтапным повышением тарифов на газ и электроэнергию.
«Первоначально мы планировали достичь целевого показателя к 2023 году. Однако пандемия COVID-19 и последующая геополитическая ситуация вынудили нас перенести сроки на 2025 год. Второй этап либерализации цен, запланированный на апрель следующего года, может привести к дальнейшему откладыванию достижения таргета до 2026 года», — отметил он в интервью СМИ.