С 1 ноября 2024 года в Узбекистане вступили в силу новые правила сертификации импортируемых электромобилей, значительно увеличивающие затраты и усложняющие процесс ввоза для частных лиц. Согласно информации издания «Автострада», изменения касаются порядка получения сертификата соответствия, необходимого для регистрации электромобиля.
Теперь каждый импортируемый электромобиль, ввозимый частными дилерами, обязан пройти обязательные испытания на специализированном полигоне в Пскенте. Ранее подобные испытания не требовались для каждой отдельной машины, что позволяло существенно сократить сроки и стоимость процедуры.
Кроме того, стоимость самого сертификата возросла в 3,5 раза, достигнув 9,1 млн сумов. Это значительное увеличение расходов, которое, безусловно, отразится на конечной цене электромобилей для потребителей.
Новые правила создают существенные препятствия для частных импортеров, поскольку официальные дилеры освобождены от необходимости получения сертификата на каждый автомобиль. В отличие от официальных представителей автопроизводителей, частные лица теперь вынуждены проходить длительную и дорогостоящую процедуру сертификации для каждой ввезенной машины. Если ранее получение сертификата занимало несколько дней, то с учетом новых требований этот процесс может растянуться на несколько недель.
Эксперты отмечают, что новые правила особенно негативно повлияют на импорт китайских электромобилей. Приобретение электромобиля у официального дилера становится значительно более привлекательным с точки зрения стоимости и простоты процедуры, чем покупка у частного импортера. Повышение стоимости растаможки и усложнение процесса сертификации могут привести к снижению конкуренции на рынке и ограничению выбора для потребителей. В результате, покупатели могут столкнуться с более высокими ценами и ограниченным ассортиментом электромобилей.
Введение новых правил, вероятно, направлено на поддержку официальных дилеров и стимулирование развития внутреннего рынка электромобилей. Однако усложнение процедуры импорта для частных лиц может негативно сказаться на доступности электромобилей для широкого круга потребителей.