В первом квартале 2025 года зарубежные IT-компании значительно увеличили налоговые отчисления в бюджет Узбекистана. По данным Налогового комитета республики, объем налоговых платежей вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 36,2 миллиарда сумов, что эквивалентно 2,79 миллиона долларов США по курсу Центрального банка. Этот показатель почти в 1,5 раза превышает результаты предыдущего года.
Общий объем услуг, предоставленных иностранными IT-компаниями, также продемонстрировал рост на 47%, достигнув 306,6 миллиарда сумов против 208,6 миллиарда сумов годом ранее. Основная доля налоговых поступлений — около 94,5% — пришлась на десять крупнейших компаний. В этом году на налоговый учет в Узбекистане встали шесть новых игроков IT-рынка: Alibaba Cloud, eBay, Bloomberg LP, OpenAI, DigitalOcean и российский сервис ivi.ru.
Лидером по объему уплаченных налогов стала компания Apple, перечислившая в бюджет 10,67 миллиарда сумов. На втором месте расположилась Meta с 10,51 миллиарда сумов. Эти две компании обеспечили половину всех налоговых поступлений и оказанных услуг. Третью позицию занял Google с 8,93 миллиарда сумов. Впервые в пятерку крупнейших налогоплательщиков вошли OpenAI с 1,09 миллиарда сумов и TikTok, который, несмотря на блокировку в Узбекистане, заплатил 934,8 миллиона сумов.
В число заметных налогоплательщиков также вошли Booking.com с 542,7 миллиона сумов, Netflix с 467,6 миллиона сумов, Zoom с 432,6 миллиона сумов, Acca с 427 миллионами сумов и Xsolla, перечислившая 235,6 миллиона сумов. Эти компании, хотя и уступают лидерам, вносят значительный вклад в налоговые поступления.
Налоговая система Узбекистана, известная как «налог на Google», действует с 2020 года. Она обязывает иностранные компании, предоставляющие электронные услуги и товары физическим лицам в Узбекистане, регистрироваться в качестве налогоплательщиков. Для упрощения этого процесса Налоговый комитет создал специальный НДС-офис, который помогает зарубежным IT-компаниям вставать на учет и выполнять налоговые обязательства.
За 2024 год иностранные технологические компании перечислили в бюджет Узбекистана около 9 миллионов долларов налогов. Объем оказанных ими услуг вырос в 1,5 раза и приблизился к 1 триллиону сумов. Среди крупных налогоплательщиков прошлого года также фигурировал TikTok, несмотря на ограничения в доступе к платформе. В 2023 году налоговые поступления от IT-гигантов составили почти 70 миллиардов сумов, что на 56,2% больше, чем в 2022 году.
В Узбекистане «налог на Google» стал одной из первых инициатив в Центральной Азии, направленных на налогообложение иностранных IT-компаний, что позволило республике значительно увеличить бюджетные поступления от цифровой экономики.