В 2025 году в Ташкенте начнут активно развивать систему платных придорожных парковок, которая, по прогнозам, принесет городскому бюджету около 120 миллиардов сумов. Эти средства пойдут на аренду земельных участков, развитие дорожной инфраструктуры и другие городские нужды. Оператор парковок, компания Streetpark Systems, обязуется вложить в течение двух лет не менее 10 миллионов долларов в техническое оснащение и модернизацию парковочной системы.
Проект платных парковок официально стартует 8 мая 2025 года. Уже к концу мая первые парковочные зоны появятся на сквере Амира Темура, а также на улицах Мирабад, Шахрисабз, Истикбол и Зарафшан. В течение 2025 года платные парковки заработают на 86 улицах, где будет организовано 13 208 машиномест. В 2026 году их число вырастет до 36,8 тысячи, а к 2030 году планируется довести количество парковочных мест до 84 тысяч.
На пресс-конференции 5 мая представители Streetpark Systems рассказали, что ежегодно компания будет перечислять около 63 миллиардов сумов за аренду земли под парковки. Кроме того, в 2025 году в Фонд развития дорожной и транспортной инфраструктуры поступит 55 миллиардов сумов, а к 2027 году эта сумма увеличится до 120 миллиардов. Эти деньги, по словам оператора, помогут улучшить городскую инфраструктуру и транспортную сеть.
Доходы от штрафов за нарушения правил парковки оцениваются примерно в 44 миллиарда сумов в год. Также в бюджет города поступит 8,5 миллиарда сумов в виде налоговых отчислений и 9 миллиардов сумов за использование мобильного приложения Poytaxt Parking, через которое водители смогут оплачивать парковку.
Streetpark Systems планирует инвестировать 10 миллионов долларов в развитие парковочной инфраструктуры. Средства пойдут на несколько направлений. Во-первых, будет разработано программное обеспечение, включая мобильное приложение на узбекском, русском и английском языках, а также системы для контроля нарушений и интеграции с государственными сервисами, такими как MyGov и службы сотрудников правопорядка. Во-вторых, запланированы инфраструктурные работы: асфальтирование, установка бордюров, нанесение разметки, монтаж дорожных знаков, информационных табло и камер видеонаблюдения. В-третьих, будет создана система управления парковками, включающая работу пеших инспекторов с планшетами, стационарные и мобильные камеры для фиксации нарушений.
Осенью 2024 года хоким Ташкента Шавкат Умурзаков подписал документ о создании платных парковок на улицах города. Согласно плану, к августу 2025 года в столице появится 13,2 тысячи парковочных мест, а в дальнейшем их число вырастет до 84 тысяч. В ное 2024 года начался аукцион, на котором определялся оператор парковок. Победителем стала компания Streetpark Systems, предложившая 62,93 миллиарда сумов за трехлетнюю аренду 262,8 тысячи квадратных метров земли под парковки. Для сравнения, на первом этапе аукциона другая компания, Balcomuz, предложила 120 миллиардов сумов, но договор с ней не был подписан.
Городская администрация планировала запустить единую автоматизированную систему платных парковок еще до конца 2024 года. Тарифы на парковку разделены на пять зон: минимальная стоимость составит 5000 сумов за час, а максимальная — 12000 сумов. Это позволит сделать систему гибкой и учитывать загруженность разных районов города.
В Ташкенте первые платные парковки начали тестировать еще в 2019 году в пилотном режиме, но полноценная система заработает только в 2025 году, что делает проект одним из самых масштабных в Центральной Азии.