Узбекистанцы подсели на кредитную иглу

Узбекистанцы подсели на кредитную иглу
В 2024 году долговая нагрузка жителей Узбекистана достигла отметки в 34%, как указано в отчете Центрального банка. Это значит, что в среднем треть доходов граждан уходит на погашение кредитов и займов. Ситуация в банковском секторе страны остается стабильной, но рост кредитования населения вызывает определенные опасения. Эксперты отмечают, что увеличение числа людей с долгами может создать риски для финансовой устойчивости банков.

Банковская система Узбекистана в прошлом году показала устойчивость. Этому помогли несколько факторов: улучшение ситуации на валютном рынке, стабильность на денежном рынке и высокий уровень капитала банков. Эти условия позволили снизить финансовый стресс в секторе. Вместе с тем Центральный банк обращает внимание на риски, связанные с ростом кредитов, которые выдают физическим лицам. Чем больше люди берут займов, тем выше вероятность финансовых потерь для банков, даже если просрочки по кредитам пока не слишком распространены.

Особое внимание в отчете уделено микрозаймам. Их популярность стремительно растет, как и общая сумма выданных средств. Однако в некоторых банках, где микрозаймы составляют значительную часть портфеля, резервы на случай невозврата кредитов остаются недостаточными. Это может стать проблемой в будущем. Центральный банк подчеркивает, что около 40% всех кредитов приходится на людей, у которых более половины дохода уходит на выплаты по долгам. Такой показатель, называемый DSTI, сигнализирует о высокой долговой нагрузке.

Центральный банк провел стресс-тесты, чтобы оценить, как банковский сектор справится с возможными трудностями. По расчетам, к концу 2027 года уровень капитала банков может снизиться: на 5,6% для основного капитала и на 8,1% для общего. Это может привести к тому, что некоторые банки окажутся ниже минимально допустимого уровня капитала, если реализуется рискованный сценарий. Однако в плане ликвидности дела обстоят лучше. Проблем с доступом к деньгам в ближайшее время не ожидается, а доля высоколиквидных активов в банках, вероятно, вырастет к концу 2025 года.

Вместе с тем в ряде банков есть другая проблема - слишком большая зависимость от крупных вкладчиков. Если такие клиенты решат внезапно забрать свои деньги, это может создать сложности с ликвидностью. Центральный банк уже предпринял шаги, чтобы снизить риски. Например, ужесточение требований к автокредитам дало положительный эффект: долговая нагрузка по таким кредитам снизилась, а цены на автомобили стали ближе к их реальной стоимости.

В апреле 2024 года регулятор ввел новые правила для микрозаймов и кредитных карт. Теперь их доля в общем портфеле банков не должна превышать 25%. Кроме того, максимальная ставка по микрозаймам снижена до 0,25% в день, а общая переплата по таким займам не может превышать 50% в год. Эти меры начнут действовать с 24 июля 2025 года. Такие шаги направлены на то, чтобы сделать кредитование более безопасным как для банков, так и для граждан.

В Узбекистане в 2024 году доля микрозаймов в общем объеме кредитов выросла на 15% по сравнению с 2023 годом, что делает этот сегмент одним из самых быстрорастущих в банковской системе.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Анвар
    7 июня 2025 12:14
    Прочел статью. Прочел Комментарии.
    Сам. Весь в кредитах. Хотя на зарплату не жалуюсь . Даже рейтинг свой знаю)))) , но , все. Проблема в чем? Почему залезли ? 1) это наше. Мышление - мы хотим. Сейчас , а суммы нет .
    2). Кредиты. Нам как сниуюкерс. Рекламу. Вдалбили - купи сейчас - оплатишь потом ! Во истину. ! Слово потом . Со смыслом. В будущем. , или оплачивать будешь потом (. Вспотеть). .
    3). Проценты . Дикие ! Эти 30 проц. Уже в себя включают все риски . И самое интересное. Эти проценты не. На сумму. . А на прогрессию . . Банки. Ни когда не проиграют. ! Это лапша ! То что есть риски. За вольяжную выдачу кредитов . . Мы уже. В первый месяц. И далее. . выплачиваем. Их выданную сумму. С погашением. Полученной суммы .. просчитайте. Сами .
    4). Банки живут на процентах это их ремесло ! , однако таких. Процентов. Ни где нет. . только в странах СНГ . . Так установлено. МВФ .. и другими банками которые управляют миром
    5). Это реклама продуктов. - техники. , авто .. их перепроизводство и т д. . нам впихивают. Товары. . продажи слабые. . население слабо платежно .
    И происходит сращивание. - методы продаж. . и всем выгодно . Банкам. - производителю товаров. . а. Гражданину. Временное счастье. ( Новый. Ультра телевизор ). Радость . Но кратко срочная! Приходит следующий месяц - расстройство ! Платить кредит необходимо! И начинаются эмоции .
    Изучить бы настроение. Население по платежам и покупательной способности ? Только. Справедливо! Вот будет картина !
    - и ещё продукты в кредит ! Это конечно. Супер ! Придумали . ! На себе испробовал !
    6). Нам эту. Евро политику жития. Впихали новыми правилами жизни ! И мы. Приняли с воодушевлением эти правила . Психология. Наша. Очень. Слаба в отношении НЕ БРАТЬ кредит !
    А , государству выгоднее. Поддерживать именно. бАНКИ .а не граждан . 30 проц . Законодательная!
    Как быть !??? Ни как !? Тем кто взял - выплатить и не брать ! Тем кто не брал. - но хочет. . лучше не брать !
    Банки отслеживают. Уровень. Выдаваемых кредитов . Как только. Уменьшается объем. Получения , тат же. Рекламируют новые. Типа удобные. Условия. , самые выгодные условия кредитов ... . И снова увеличивается уровень выдачи и получения .
    И как только закроем один . Нам тут же мягко. , аж. Ласково ароматно. - предлагают. Следующий кредит . И с восхваления и нас ! Вы молодец , вы. Очень. Пунктуальный . Ваша история - отличная! И психология человека - как мороженное. Тает . И снова берет кредит . Финансовый наркотик !!!!! .
  2. Шерман
    2 июня 2025 18:46
    Есть те кто берут кредиты и плачет что маленькая ЗП, а есть те кто зарабатывают а не плачут. Способов заработать(легально) валом но люди предпочитают кредит вместо того что бы подумать и заработать.
    1. Осетин
      3 июня 2025 11:46
      Шерман, скажи пожалуйста эти способы. Очень интересно послушать
  3. Людмила
    2 июня 2025 15:31
    Государство беспокоится о банках!!! А может быть о народе лучше. Лучше бы снизили процент кредита, меньше 30%нигде нет, а если есть то на бумаге или для отчётности, или для своих таких же толстосумов

    Государство о банках только и переживает, а может быть о народе уже пора
  4. Гога синагога
    2 июня 2025 06:49
    Не от хорошей жизни берут наверное эти кредиты
  5. Kvart
    1 июня 2025 23:13
    Если не платишь во время кредит, переводят стрелки в МИБ и с этого начинается выбивание долгов забирают имущество и.т.д так и становится народ бомжом.
  6. Марат
    1 июня 2025 16:44
    Какое заботливое государство, как оно беспокоится о финансовом положении банков. А озадачиться благосостоянием граждан, их зарплатами, повысить зарплаты и пенсии,чтобы кредитоспособность людей возросла, нет об этом не думают. Даже, по моему, специально вгоняют граждан в долговой яму. Хотят посмотреть до какой степени народ может закредитоваться. Как будто ставят эксперимент над людьми.
  7. Эржан
    1 июня 2025 12:05
    По словам работников автосалонов (всех марок) 90% янги авто выезжают из автосалонов в кредит. Знал одного "предпринимателя" который набрал кредитов, отстроил недвиги накупил прочих ништяков (ессно на чужие имена) а когда время пришло платить, разогнался до 150 и прямиком в бетонную стену: выбрал опцию моментального и безболезненного погашения всех кредитов.
    А по сути каким таким образом мы мусульманская страна ежели кредит (тем более 25%) это основной религиозный грех - ростовщичество, охватившее 34% населения?
    Кредит по исторической сути представляет собой излишек денег богатых (которым в общем уже невозможно придумать куда тратить деньги) которые раздают бедным, чтоб они покупали товары в кредит которые производятся богатыми, и таким образом чтоб бедные бледнели на процент кредита, а богатые ещё больше богатели на процент
    кредита, эта основная дьявольская суть кредита и стала основой для запрета религиями мира.
    Единственный в истории человеческого общества религиозно правильный кредит был
    при СССР со ставкой под 0% годовых.
    1. Нестандартное мнение
      1 июня 2025 19:45
      Эржан,
      Приврал немножко, я сам брал кредит 1981 году на цветной ТВ под 8- 10% годовых. Вот и сравнивай где 10% и где 40 а то и 50% набегает с "подводными" выкрутасами. Все для блага тех кто нуждается. А мажорам все ни почём разобьёт тачку, сразу новую купит. Вспомнился ролик как мажор столичный жалуется на хреновую жизнь. Захотел бизнесом заняться, взял у отца 450 косарей зелёных завод начал строить - разорился. Решил ресторан открыть, дед ему штуку зелени, что то не так пошло, деньги на ветер, мама из Швейцарии, подогрела, все равно не выгорело, что то неумехой оказался мажор. А взять кредит и считать каждую тангу это не для него.
    2. Эржан
      1 июня 2025 22:57
      Нестандартное мнение,
      Во первых тыкать будете тем кто вас воспитал, во вторых СССР, напомню, не ограничивался только вашим 1981 годом, а именно в годы сталинской модернизации 5-10 человек могли собраться и организовать абсолютно частную артель с абсолютным нулем в кармане (но с идеей или технологией в голове) и взять кредит на сырье и оборудование по ставке в 0%. Единственное обязательство это количество произведенного товара, выручка от всего что свыше этого количества шла напрямую в карман пайщикам.
    3. Моня
      2 июня 2025 19:07
      Нестандартное мнение,
      кредит 1981 году на цветной ТВ под 8- 10% годовых.

      В СССР не было таких высоких %. Врёшь ты.
      Кредиты на промышленные товары (потребительское кредитование) - 2 %
      Кредиты на строительство индивидуальных жилых домов - от 1 до 2,7 %
      Кредиты членам жилищно-строительных кооперативов
      для оплаты пая - 2,7 %
      Кредиты на приобретение товаров
      длительного пользования - 5 - 6 %
      Кредиты с государственной дотацией молодым супругам:
      на приобретение квартиры - 1 %'
      на оборудование квартиры - 2,5 %
      Личные кредиты (без указания цели использования) - 8 %
      Кредиты на строительство и приобретение дач - 8 %'
    4. Галия
      6 июня 2025 16:35
      Моня,
      Мы с мужем покупали мебель в кредит под 0% в 1980 году. Банк перечислил торгующей организации, с з/платы мужа удерживали.
    5. Сардобинское водохранилище
      4 июня 2025 17:46
      Эржан,
      А инфляция, то есть обесценивание денег? А ставка рефинансирования?
      Как смогут банки выдавать кредиты под 0 процентов, если им деньги дадут под 14 процентов ?
      Если вы были бы банкиром вы бы не смогли содержать банк без заработка на кредитах.
      Только выдача обеспеченных кредитов в разумных, просчитанных по рискам, размерах с обеих сторон выгодна и банку и клиенту.
  8. Петр
    1 июня 2025 11:32
    Берут кредит даже те кто лепешку не всегда видит на своем столе, берут автомобиль , что бы показать соседу какой он крутой ..хотя этот авто ...ему совершено не нужен .....такой уж менталитет у нашего народа
  9. Asia region
    1 июня 2025 11:18
    Финансовая грамотность должна быть на первом месте!
    кредиты зло
  10. Топор
    1 июня 2025 09:37
    Зажравшиеся банки в которых сидят дармоеды и получают огромную зарплату за то что тыкают на кнопки клавиатуры и подсадили население на кредиты .Банковских работников отправить бы на поля пусть хоть по килограмму картошки и капусты для себя вырастят хоть толк какой то от них будет.
    1. Аноним
      1 июня 2025 13:55
      Топор,
      Кредит это инструмент. Никто не заставляет его брать. Такие люди как Вы всегда будут винить всех вокруг
    2. Марат
      1 июня 2025 16:39
      Аноним,
      Ваш ответ это лицемерие. Население намеренно подсадила на кредитную иглу. В узбекистане 80-90 % граждан ничего не могут купить на за мизерную зарплату поэтому вынуждены брать кредиты. Кредитование населения это рабство 21 века, проценты это невидимые оковы на руках граждан. Поэтому, думаю государство не откажется от кредитования, чтобы держать людей в зависимости.
    3. Справедливость
      1 июня 2025 14:19
      Топор,
      В банках не высокие зарплаты.
    4. Ххх
      1 июня 2025 19:26
      Топор,
      Тут Вы не правы.Умственная работа отнимает много сил,большой поток людей высасывает энергию ,от компа сильно садится зрение.Обслуживаюсь в Ипотеке банк Чил.филиал.очень благодарна сотрудникам за их участие и поддержку.всегда отмечаю какая у них нелегккая работа.Давайте не будем обесценивать труд людей.Дехканин молодец,но и банкиры молодцы не меньше
  11. Руслан
    1 июня 2025 09:21
    Кредиты - одна из характерных черт капитализма, придуманная буржуями для управления массами. К сожалению, страны СНГ эта напасть не обошла стороной и выразилась в самой ужасной форме - в виде огромных процентов, которые ввергают людей в ещё большую зависимость и нивелируют идею о заботе государства о материальном благополучии граждан.
    1. Надо же
      1 июня 2025 22:23
      Руслан,
      Тут Вы правы в том, что именно нереально большой процент становится камнем преткновения и закабаления тем, кто берет кредит. Алчность банков не знает предела. С одной стороны людей буквально держат в рабстве, не оплачивая достаточных средств для жизни в зарплатах, а с другой - душат банки своими высокими ставками.
  12. Имон ва инсоф тилагувчи
    1 июня 2025 07:43
    Зарплата кот наплакал, вот и берут. А как по другому, если у человека лишние деньги есть он не будет брать кредит.
  13. Гогм
    31 мая 2025 22:46
    вся страна в кредитах, и внешний долг растет. и за все кредиты платит народ.
    1. Надо же
      1 июня 2025 22:24
      Гогм,
      Народ будет до седьмого колена платить за чьи то хотелки и богатство.
  14. Сардобинское водохранилище
    31 мая 2025 22:39
    Значит нужно привлекать институт обеспечения кредитов и коллекторов.
    Также придется подключать принудительные работы и плюс 50 процентов зарплаты в счет погашения кредита. И так далее и так далее..
    Долги нужно отдавать.
    В помощь таким должникам и должницам хлопкоуборочная компания.
    1. Андрей 777
      1 июня 2025 08:00
      Сардобинское водохранилище,
      Уважаемый. А Вы знаете, сколько кредитов оформлено мошенническим путём, сколько заявлений в РОВД, прокуратуре СГБ.
    2. Сардобинское водохранилище
      1 июня 2025 21:50
      Андрей 777,
      Все мошеннические кредиты ложатся на банки, а они пускай заявляют на виновных.
      Технология выдачи кредитов должна исключать мошенничество, а какие банки будут плодить выдачу мошеннических кредитов таким удваивать или утраивать обязательное резервирование средств . За большие операционные риски большие резервы.
    3. Андрей 777
      2 июня 2025 05:00
      Сардобинское водохранилище,
      Скажите это людям, на которых оформлены такие кредиты. Банкам без разницы с кого деньги получать. В тех же РОВД говорят - Как поймаем, тогда результат будет, а пока оплачивайте. А следствие может годами продолжаться.
    4. Сардобинское водохранилище
      2 июня 2025 09:31
      Андрей 777,
      Здесь вина ЦБ РУ. Это они не управляют банками и позволяют создавать в обществе проблемы с мошенническими кредитами.
      Также должны подключаться суды и адвокатуры с прокуратурами.
      Еще раз указываю, что проблема возврата средств связанная с выдачей мошеннических кредитов должна ложиться не на потерпевших, а на банки и банковскую систему.
  15. АЗИАТСКИЙ МЕДВЕДЬ
    31 мая 2025 22:27
    Народ сам виноват что берет кредиты
    1. Руслан
      1 июня 2025 09:22
      АЗИАТСКИЙ МЕДВЕДЬ,
      А ему проще взять кредиты, чем бороться за свои права
  16. Гость
    31 мая 2025 22:25
    Перенесли штатовские повадки в наш регион. Там люди закредитованы , все от часов и трусов куплено в кредит , остался без работы - и сразу бомж. Наше население берет в долг , а отдавать не собирается , никому и никогда .
    1. Руслан
      1 июня 2025 09:24
      Гость,
      Зато там ставки кредитования 4-5%, что при стремлении хорошо работать вполне легко погашаемы. В отличие от нас...
  17. ВВП
    31 мая 2025 22:22
    Раньше было рабства а сечас кредит, ипотека толька модной слова
  18. ююю
    31 мая 2025 22:16
    узбекистанцев подсадили на кредитную иглу. когда страна ели ели выживает, оно таким образом пытается выжить...
  19. Читатель
    31 мая 2025 22:15
    Зарплату и пенсии надо поднять а то повышение цен в переди планеты всей! Людей загнали в тупик. Поэтому и кредиты вынуждены брать.
    1. Смадияр
      1 июня 2025 09:46
      Правильно сказал, молодчик. Зарплата, должна по моему мнению с 20, 000.000 начинаться.
  20. Эдмон Флогистон
    31 мая 2025 21:29
    Банки говорят о рисках повышенного кредитования населения, так как в семье говорят о беременности дочки-гимназистки. Опасаетесь, так не выдавайте кредиты, но нет, так нельзя, иначе на что будут жировать банки? Банки способ выколотить долги всегда найдут. Риски невозврата части кредитов будут заложены в сами кредиты, берущиеся добросовестными заемщиками.
    1. Надо же
      1 июня 2025 22:29
      Эдмон Флогистон,
      А что делать, если всех собственников жилья в многоэтажных домах без их ведома и согласия также закабалили кредитами. Никто никаких заявлений в банки на взятие кредитов не делал.
  21. Инсопли угри
    31 мая 2025 21:27
    Это разве не запрещено?
  22. Чингачгук
    31 мая 2025 21:05
    Из за кредитов люди становятся рабами или бомжами.
  23. Саша
    31 мая 2025 20:57
    Не берите деньги в долг.
    Вы теряете свою независимость.
  24. All
    31 мая 2025 20:54
    Не правильно! Узбекистанцев ПОДСАДИЛИ на кредитную иглу........ - так правильно!
  25. Салам
    31 мая 2025 19:54
    Да,к сожалению, мир присел на кредиты. Недвижимости в Узбекистане на уровне Москвы, Питера, Астаны. Как будто в Узбекистане такие же зарплаты как в этих городах. Только на бумаге Узбекистан там лидер Узбекистан здесь лидер Узбекистан там Узбекистан здесь. А посчитайте сколько в Узбекистане бедных и ниже среднего класса
    1. Бухгалтерия
      1 июня 2025 11:00
      Нам упорно не показывают градацию по выведенной средней зарплате, сколько населения вообще берется для подсчётов, сколько получают до миллиона, сколько до трёх. Сразу стали видны миллионы нищих и бедных, а откуда берутся средства доходов, чтоб сделать картину более приглядной - непонятно. Думаю, кидают для подсчётов в общую кучу пассивные доходы, вроде дивидендов, крупных владельцев от работы их капитала и тому подобное. Хорошо бы увидеть статью о правилах подсчётов средних доходов с полной раскладкой
    2. Азиз
      1 июня 2025 20:57
      Салам,
      Уважаемый , в астане недвижимость подешевле чем в ташкенте, меня это удевляет как у вас всё дорого может у вас зарплата выше на парядок понять не магу не как.
  26. Нестандартное мнение
    31 мая 2025 19:53
    Ростовщичество, стало нормой, держать население в нужде, чтоб были вынуждены брать кредиты, на операцию, на обучение, на все жизненно необходимые средства, если хочешь оставаться человеком а нищебродом? Не хорошее отношение к своему населению, я так думаю.
  27. Закон и порядок
    31 мая 2025 19:25
    Когда мозг не работает, то кредиты Вам в помощь...
  28. KOZEROG2412
    31 мая 2025 19:18
    А берут в кредиты в основном от того что пенсии и зарплаты мизерные.
    И то банки обслуживают только тех кто работает, а на пенсионеров и инвалидов плевали.
    Ровно как в рассрочку берут в основном не от того что лень платить сразу, а от того что цены выше чем возможности тех же пенсионеров и инвалидов с мизерными пенсиями.
    1. Андрей Ака
      2 июня 2025 09:17
      KOZEROG2412,
      На моих глазах потеряв надежду официально достойно заработать молодой человек чтоб вылечить своего сына набрал кредитов.В итоге потерял работу , жена бросила из-за нищеты - бомжует
  29. Чемодан
    31 мая 2025 19:15
    Щас вся жизнь , в долгах , или бомжом станешь , или иди вешайся
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Строительный рынок Узбекистана ждет большая чистка

Власти Узбекистана инициировали масштабную реформу в секторе строительства, направленную на ужесточение контроля качества используемой продукции и
Сегодня, 18:56

Феноменальная результативность: как узбекистанец покорил London Chess Classic

Лондонский этап престижной серии London Chess Classic 2025 фактически завершился определением победителя еще до того, как были сыграны финальные
Сегодня, 18:55

Некоторые страны решили бойкотировать «Евровидение»

Серьезный раскол наметился в рядах Европейского вещательного союза (EBU), что ставит под угрозу целостность проведения будущего музыкального
Сегодня, 18:55

Прошедший ноябрь в Узбекистане стал одним из самых худших по климатическим нормам

Опубликованный сегодня итоговый климатический отчет Узгидромета подтвердил опасения метеорологов и аграриев: минувший ноябрь в Узбекистане
Сегодня, 18:53

В Сырдарьинской области утвержден проект водохранилища на 100 миллионов кубометров

Аграрный сектор Сырдарьинской области ожидает масштабные инфраструктурные изменения, направленные на коренной перелом ситуации с водообеспечением. В
Сегодня, 18:37