Международное рейтинговое агентство Moody’s в своем недавнем сообщении выразило мнение, что проводимая в Узбекистане либерализация тарифов на ключевые энергоресурсы, такие как электроэнергия и природный газ, является убедительным свидетельством способности и решимости руководства страны реализовывать структурные преобразования значительной сложности. Эти шаги, по оценкам аналитиков агентства, отражают приверженность правительства курсу на реформирование экономики.
Согласно анализу Moody’s, поэтапное и существенное увеличение стоимости электроэнергии и газа, запланированное на период 2024-2025 годов, преследует стратегическую цель - достижение полной окупаемости затрат в энергетическом секторе к 2027-2028 годам. Ключевыми аспектами этой реформы являются постепенный отказ от практики перекрестного субсидирования, при которой одни потребители фактически дотируют других, и планомерное сокращение государственных дотаций, направляемых на поддержку предприятий, находящихся в собственности государства.
В агентстве подчеркнули, что, несмотря на неизбежный инфляционный эффект, вызванный резким повышением тарифов, который способствует поддержанию повышенного уровня инфляции в краткосрочной перспективе, власти страны предприняли комплекс контрмер. «Правительство реализовало ряд инициатив по увеличению размеров заработных плат и пенсионных выплат, что призвано смягчить негативное воздействие инфляционных процессов на доходы домохозяйств. Одновременно с этим происходит сокращение объемов энергетических субсидий, предоставляемых государственным предприятиям», - отмечается в отчете Moody’s.
Помимо реформ в энергетической сфере, в документе агентства также уделено внимание усилиям Узбекистана, направленным на совершенствование качества корпоративного управления. Важным шагом в этом направлении стала реформа наблюдательных советов всех государственных предприятий и банков, начатая с 2024 года. В результате этой реформы доля независимых членов в наблюдательных советах государственных предприятий установлена на уровне 25%, а в государственных банках – 40%. Заявленная цель состоит в том, чтобы к 2027 году увеличить долю независимых директоров в наблюдательных советах государственных банков до уровня, превышающего 50%.
Среди других значимых законодательных и институциональных изменений упоминается принятие закона, регулирующего вопросы конфликта интересов. Ожидается, что в ближайшее время начнется обсуждение законопроектов, касающихся декларирования активов государственных служащих и механизмов защиты лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях. Также отмечаются меры, предпринимаемые для улучшения качества статистической отчетности и повышения уровня прозрачности государственных данных. По мнению аналитиков Moody’s, совокупность этих мер способствует укреплению доверия к проводимой в стране экономической политике и в долгосрочной перспективе может положительно сказаться на институциональной оценке Узбекистана и его кредитном рейтинге.
Касательно самих тарифов, следует отметить, что с 1 мая 2024 года, впервые за пятилетний период с момента предыдущего пересмотра, были введены так называемые социальные нормы потребления энергоресурсов. В рамках этого изменения базовый тариф на электроэнергию для бытовых потребителей в пределах установленной социальной нормы увеличился с 295 сумов до 450 сумов за один киловатт-час, что составляет рост на 52,5%. Тариф на природный газ для населения также претерпел значительные изменения, увеличившись с 380 сумов до 650 сумов за один кубический метр, то есть на 71%. При этом для объемов потребления, превышающих социальную норму, предусмотрено применение значительно более высоких тарифов.
Следующий этап повышения тарифов состоялся 1 мая 2025 года. Базовая стоимость электроэнергии для населения выросла еще на 33,3%, достигнув отметки в 600 сумов за киловатт-час. Стоимость природного газа увеличилась на 53,8%, составив 1000 сумов за кубический метр. Начиная с 2026 года, предусматривается ежегодная индексация тарифов на электроэнергию и газ с 1 мая. Эта индексация будет учитывать уровень инфляции, однако ее размер не должен превышать 10% в год. Ранее, стоит заметить, существовали планы зафиксировать тарифы как минимум на трехлетний период, начиная со следующего года.
Несмотря на осуществленные и запланированные повышения тарифов, правительство Узбекистана, по имеющейся информации, намерено продолжать практику субсидирования цен на газ и электроэнергию. В государственном бюджете на 2025 год заложено выделение 12,3 триллиона сумов на субсидии, покрывающие расходы на газ, электроэнергию и теплоснабжение. Вице-премьер Джамшид Кучкаров ранее заявлял, что полный отказ от этой практики субсидирования планируется осуществить не ранее 2028 года.
Относительно системы декларирования доходов государственных служащих, следует отметить, что попытки ее внедрения в Узбекистане предпринимаются с 2017 года. Первоначальные предложения предусматривали обязанность чиновников предоставлять декларации не только об имуществе, доходах и расходах самих себя, но также и сведения, касающиеся их родителей, супругов и детей. Однако в последней редакции соответствующего законопроекта сфера действия была сужена: предполагается, что декларированию будут подлежать только доходы самих госслужащих, их супругов и несовершеннолетних детей.
Указом президента предусматривалось внедрение системы декларирования доходов с 1 января 2022 года, однако этого так и не произошло. Законопроект был представлен на рассмотрение Кабинета министров 13 ноября 2021 года. Тем не менее, как ранее отмечали представители Антикоррупционного агентства, правительство не внесло данный документ в Законодательную палату Олий Мажлиса. В 2024 году руководитель Антикоррупционного агентства Акмал Бурханов сообщил СМИ, что законопроект о декларировании доходов находится на высокой стадии готовности – он прошел все необходимые согласования с профильными министерствами и ведомствами, а также получил экспертное заключение Министерства юстиции.
Сроки принятия этого важного антикоррупционного инструмента неоднократно переносились, несмотря на прямые поручения президента об ускорении процесса. В последний раз, в начале марта, глава государства дал указание соответствующим ведомствам в кратчайшие сроки опубликовать проект закона для общественного обсуждения и внести его на рассмотрение парламента до 1 апреля.
Узбекистан обладает значительными запасами природного газа, входя в число ведущих мировых производителей, однако износ инфраструктуры и рост внутреннего потребления создают вызовы для энергетической безопасности и требуют масштабных инвестиций и реформ, включая либерализацию тарифов для привлечения капитала и обеспечения устойчивости сектора.