«Что, 55 тысяч за килограмм лимонов?!» — такой вопрос можно нередко услышать среди покупателей плодоовощных рынков и супермаркетов Узбекистана. Обычно доступный для потребителя фрукт бьёт все ценовые рекорды. Это следует из данных портала ведущей международной информационно-аналитической платформы бизнеса овощей и фруктов в странах Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа «EastFruit».
При этом, по прогнозам экспертов «EastFruit», это ещё не предел. Всего за месяц лимоны взлетели в цене на 65%, а текущая стоимость превышает прошлогоднюю втрое. По данным на 12-13 июня 2025 года, минимальная розничная цена свежих лимонов в столичных супермаркетах составляла 53 000 сумов/кг ($4,19), тогда как месяц назад эта же продукция продавалась по розничной цене 32 000 сумов/кг ($2,48), а в июне 2024 года — всего 17 000 сумов/кг ($1,35). Аналитики выделяют две ключевые причины столь стремительного роста цен.
Поскольку сейчас на рынке преобладает импортная продукция, ценообразование на лимон в Узбекистане напрямую зависит от внешних факторов. Главным из них является ситуация в Турции — крупнейшем мировом экспортёре лимонов. В сезоне 2024/2025 страна столкнулась с резким падением урожайности и ухудшением качества цитрусовых из-за неблагоприятных погодных условий. В начале апреля турецкие власти даже временно запрещали экспорт лимонов для стабилизации внутренних цен, хотя затем это решение было оперативно отменено. Тем не менее, мировой рынок отреагировал стремительным ростом цен: к началу мая 2025 года стоимость лимонов в Турции достигла 60 турецких лир за килограмм ($1,56), что в 3-4 раза выше показателей прошлого года. Цены продолжали расти, и, учитывая высокие логистические затраты на доставку в Узбекистан, стоимость импортных лимонов в стране увеличилась пропорционально.
Сейчас турецкий сезон лимона практически завершён из-за рекордно низких запасов. Поэтому в Узбекистан лимоны везут из стран Южного полушария, включая далёкую Аргентину. Примечательно, что даже аргентинские лимоны оказывались значительно дешевле местных предложений.
Второй важный фактор — это сезонность. В Узбекистане традиционно выращивают и потребляют лимон сорта «Мейер», который местные жители обычно называют «местным лимоном». Из-за климатических условий Узбекистана этот сорт выращивается в закрытом грунте — в отапливаемых и неотапливаемых теплицах. Мелкие производители собирают урожай трижды в год: в августе-сентябре, октябре-декабре и январе-феврале. Пиковый период сбора урожая приходится на октябрь-декабрь. Соответственно, местные лимоны обычно доступны на внутреннем рынке до мая, пока распродаются запасы из хранилищ.
К началу лета запасы местного производства практически иссякают, что ведёт к резкому росту цен. По состоянию на 12-13 июня 2025 года, местные лимоны в супермаркетах продавались по розничной цене около 70 000 сумов/кг ($5,53), в то время как импортные из Аргентины предлагались по минимальной цене в 53 000 сумов/кг ($4,19). В последние годы относительно низкие и стабильные цены на лимон в Узбекистане в период с мая-июня по октябрь поддерживались в основном за счёт импорта.
Учитывая сезонные особенности и сложную ситуацию на мировых рынках, прогноз по динамике цен на лимон в Узбекистане на ближайшие месяцы остаётся пессимистичным. До начала сбора первых партий местного урожая, который ожидается в середине-конце августа, цены на лимон, скорее всего, останутся на высоком уровне или даже продолжат расти. Вероятно, многим потребителям придётся временно отказаться от традиционного узбекского чая с лимоном или переключиться на другие напитки. Однако и здесь есть своя ирония — стоимость кофе в мире также значительно возросла.
Снизится ли стоимость лимона с поступлением продукции нового урожая? Аналитики рынка считают, что существенного падения цен ожидать не стоит. Первый урожай обычно не отличается большими объёмами. Значительное снижение цен возможно лишь в октябре-ноябре, когда начнётся массовая уборка урожая и внутренний рынок будет насыщаться местной продукцией.