Ташкент намерен запустить собственные паромные операции на Каспийском море, что является стратегическим шагом для снижения зависимости от сторонних перевозчиков и преодоления значительных задержек в логистических цепочках. О данных планах в эфире телеканала «Узбекистан 24» детально рассказал министр транспорта Илхом Махкамов.
По его словам, недавний визит президента Шавката Мирзиёева в Баку заложил фундамент для качественно нового уровня сотрудничества, выходящего за рамки стандартных торговых и экономических соглашений. Центральным элементом этого взаимодействия становится развитие транспортных артерий. «Срединный коридор, пролегающий через территорию Азербайджана, на сегодняшний день является для нас одним из ключевых маршрутов для экспортно-импортных грузоперевозок», - подчеркнул министр.
Результатом переговоров на высшем уровне стало продление срока действия преференциальных тарифов на железнодорожные контейнерные перевозки через Азербайджан. Илхом Махкамов уточнил: «Благодаря достигнутым договоренностям в ходе визитов нашего президента, действие преференций, достигающих 70% на контейнерные и железнодорожные перевозки, мы пролонгировали до конца 2026 года».
Наиболее острой проблемой, подтолкнувшей к решительным действиям, стали систематические простои грузов в каспийских портах. «Учитывая существенное увеличение объемов грузопотока через Каспий, где ожидание паромов порой достигает 30-40 дней, что приводит к серьезным задержкам грузов, мы инициировали переговоры и практическую работу по оперированию паромами непосредственно узбекскими компаниями», - заявил министр. Для реализации этого амбициозного проекта привлекаются партнеры из Турции, что указывает на намерение использовать передовой опыт в морской логистике.
Перспективы для наращивания транзита между Узбекистаном и Азербайджаном также связаны с реализацией масштабного инфраструктурного проекта - железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Этот коридор создаст дополнительный, стабильный объем грузов, который потребует соответствующей портовой и морской инфраструктуры. «Мы уже достигли соглашения о расширении и модернизации существующей инфраструктуры - мы к этому готовы», - добавил Илхом Махкамов.
Нынешние инициативы являются продолжением диалога, начатого ранее. В конце августа прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев предлагал узбекской стороне рассмотреть возможности совместной работы в акватории Черного моря, где Баку уже оперирует флотом из четырех танкеров класса Афрамакс. «Сложности Черноморского бассейна сейчас известны, поэтому здесь есть определенные ниши, где мы могли бы совместно работать», - отмечал тогда азербайджанский лидер.
Помимо прямого оперирования судами, стороны активно обсуждают создание совместной логистической компании для координации деятельности в рамках Транскаспийского коридора. Также прорабатываются проекты по строительству складских комплексов и логистических центров в порту Баку и на территории третьих стран. Согласно информации, появившейся в сентябре 2024 года в издании Trend, рассматривался проект совместного производства паромов с оценочным объемом инвестиций в 150 миллионов долларов. Эти планы дополняются стремлением Узбекистана обеспечить себе выход к морю и через другие маршруты: в июле 2023 года сообщалось о намерении республики строить и брать в долгосрочную аренду морские терминалы и складские помещения в портах Грузии.
Каспийское море юридически не является ни морем, ни озером. Его правовой статус был предметом споров между пятью прибрежными государствами на протяжении почти трех десятилетий после распада СССР. Только в 2018 году была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая определяет его как «внутриконтинентальный водоем», не подпадающий под действие Конвенции ООН по морскому праву, что позволяет прибрежным странам устанавливать собственные правила судоходства и использования ресурсов.