Руководство Налогового комитета Узбекистана анонсировало подготовку комплексного решения по реформированию фискальной политики в сфере услуг. Ключевая задача, стоящая перед властями, - снизить налоговое бремя для бизнеса, не допустив при этом сокращения поступлений в государственный бюджет.
В ходе открытого диалога с представителями гостиничного бизнеса и аудиторских компаний, который состоялся в Торгово-промышленной палате 5 июля, председатель Налогового комитета Шерзод Кудбиев обозначил контуры грядущих изменений. Он акцентировал внимание на избыточной сложности действующей налоговой системы, которая, по его словам, создает административные барьеры и коррупционные риски.
«Как вы относитесь к тому, чтобы гипотетически предположить: нужен ли вообще налог с оборота?» - с таким вопросом Кудбиев обратился к деловому сообществу, дав понять, что рассматриваются даже радикальные сценарии реформы. Он отметил, что для микробизнеса необходим простой и понятный налог, тогда как для государства важна унификация администрирования.
Текущая система, включающая пять различных режимов налогообложения - налог с оборота, НДС, налог на прибыль, фиксированный налог и режим для самозанятых, - создает серьезные трудности. «Представьте, один налоговик должен понимать и НДС, и налог на прибыль, и налог с оборота, и всё остальное. Это усложняет администрирование и приводит к ошибкам и коррупции», - констатировал глава ведомства.
Особое беспокойство у регулятора вызывает «большая налоговая нагрузка» в секторе услуг. Ключевой проблемой, по его оценке, является структура налога на добавленную стоимость в 12%. Особенность сферы услуг, где основную долю себестоимости формирует фонд оплаты труда, а не закупаемые товары с НДС, приводит к минимальным возможностям для налогового зачета. «[Аудитор] получает деньги за свою голову, а там нет зачёта по НДС», - привел он наглядный пример.
Такое положение дел, по мнению Кудбиева, стимулирует бизнес уходить «в тень». В качестве примера он привел сферу медицинских услуг, где наблюдается тенденция к сокрытию реальных оборотов. Эта проблема может обостриться, поскольку с 1 апреля 2025 года все юридические лица, предоставляющие медицинские и фармацевтические услуги, становятся плательщиками НДС вне зависимости от размера выручки.
«Мы наблюдаем, что медицинские услуги уходят в тень. Почему? От большой налоговой нагрузки. Поэтому нужно придумать какой-то другой механизм, чтобы это удовлетворяло и налоговое администрирование, и налоговую политику. Но при этом, чтобы не выпадали доходы бюджета, но при этом нагрузка была чуть меньше», - пояснил он стратегию ведомства.
Решение видится в создании условий, при которых бизнесу будет выгоднее показывать реальные доходы. Снижение фискального давления, как уверен председатель комитета, приведет к росту декларируемого оборота, что в итоге компенсирует снижение ставки и сохранит стабильность бюджетных поступлений. Эта мера также призвана бороться с практикой искусственного «дробления» бизнеса для ухода от уплаты НДС.
При этом Шерзод Кудбиев подчеркнул, что порог для обязательного перехода на НДС в 1 млрд сумов, введенный в 2020 году, пересматриваться в сторону повышения не будет. «Во всём мире одна система - все должны быть плательщиками НДС», - заявил он, подтвердив приверженность правительства курсу на универсализацию налога.
Разработка новой модели налогообложения ведется совместно с Министерством финансов и с учетом рекомендаций Международного валютного фонда. «Я не хочу сейчас озвучивать это на большую аудиторию, но поверьте мне, мы вот и с Министерством финансов работаем, чтобы налоговую нагрузку у некоторых юридических лиц снять, при этом налоговую базу не потерять», - заверил Кудбиев, пообещав новости в ближайшее время.
Тем не менее, он уточнил, что любые кардинальные изменения в фискальной политике возможны только по завершении текущего финансового года, поскольку корректировки в середине года не практикуются.
Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в Узбекистане 1 января 1992 года, сразу после обретения независимости. Первоначальная ставка составляла 30%, что было одним из самых высоких показателей на постсоветском пространстве. С тех пор она неоднократно снижалась и с 2023 года составляет 12%.