Республика Узбекистан приступает к организации серийного производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) отечественной разработки. Как стало известно из репортажа телеканала O’zbekiston 24, уровень локализации компонентов для дронов уже достиг существенного показателя в 80%.
Демонстрация передовых достижений в этой сфере была приурочена к открытию нового комплекса беспилотной авиации. Объект развернут на базе одной из частей, находящихся в ведении пограничных войск Службы государственной безопасности. В ходе официальной церемонии открытия присутствовал глава СГБ Баходир Курбанов.
По словам директора IT-парка инноваций в кибернетике Альберта Хамзина, ключевая работа сейчас сосредоточена на освоении местными предприятиями выпуска электронных плат, компонентов и специализированного программного обеспечения. Он отдельно подчеркнул, что главой государства была поставлена задача по достижению максимального уровня локализации производственного цикла. Эту информацию дополнил главный специалист того же IT-парка, Исломбек Исматов, который и озвучил текущий показатель локализации в 80%.
Новый комплекс представляет собой полноценную инфраструктурную единицу, включающую в себя пункты управления полетами, современные тренажерные системы для подготовки операторов, а также ангары для технического обслуживания и ремонта аппаратов. Кадровый состав комплекса насчитывает свыше ста молодых специалистов, которые ранее прошли курсы целевой подготовки в зарубежных центрах.
Параллельно ведется работа по формированию единого центра, который будет осуществлять управление всеми беспилотными системами в стране. Подполковник Военно-воздушных сил Алибек Гуфранов пояснил, что одной из первостепенных задач данной структуры станет осуществление комплексного мониторинга за полетами БПЛА в воздушном пространстве Узбекистана. Стоит отметить, что в видеоряде репортажа были замечены беспилотники турецкого производства Bayraktar TB2. Информация об их нахождении на вооружении узбекистанской армии впервые получила подтверждение в ноябре 2023 года, когда образцы техники были продемонстрированы Шавкату Мирзиёеву.
На фоне заявления о наращивании собственного производства, продолжается и сотрудничество с зарубежными партнерами в гражданском секторе. Осенью прошлого года малайзийская компания Meraque Group подписала меморандум с Министерством сельского хозяйства, предполагающий создание полноценной экосистемы для беспилотников. Проект стоимостью 4,7 млн долларов планируется к реализации в Янгиюльском районе. В марте текущего года состоялись переговоры с руководством другой компании из Малайзии, Aerodyne, о возможном запуске в Узбекистане сервисов БПЛА для аграрного сектора с перспективой налаживания выпуска гибридных моделей дронов.
Кроме того, российская сторона также изучает возможности локализации в республике производства гражданских беспилотников. В частности, компания «Транспорт будущего» ранее заявляла о своих намерениях запустить производственную линию до конца 2025 года.
Эти процессы происходят на фоне действующего с 2015 года законодательного запрета на ввоз БПЛА физическими лицами. Прошлым летом, в 2024 году, в законодательство была внесена поправка, значительно смягчившая ответственность за его нарушение. Если ранее за это предусматривалось лишение свободы на срок от 3 до 10 лет, то теперь за первое правонарушение введен штраф в размере до 20 БРВ (7,5 млн сумов) с конфискацией устройства. Юридические лица сохраняют право на ввоз и эксплуатацию дронов при наличии специального разрешения, которым активно пользуются в аграрном секторе, а с ноября 2022 года - также Министерство туризма и дирекция «Чарвака».
Термин «дрон» изначально появился в Великобритании в 1930-х годах для обозначения радиоуправляемого самолета-мишени под названием DH.82B Queen Bee («Королева Пчела»). Американские военные, впечатленные этой разработкой, начали создавать свои аналоги, и по аналогии с «королевой пчелой» назвали их «дронами» (drone - трутень).