Законопроект, вводящий финансовую ответственность за неиспользование сельскохозяйственных земель, расположенных по краям орошаемых полей, был одобрен в двух чтениях Законодательной палатой Олий Мажлиса и направлен на рассмотрение в Сенат. Инициатива предполагает дифференцированный подход: владельцы таких участков столкнутся с повышенной ставкой земельного налога, тогда как на субарендаторов будет налагаться административный штраф.
Путь документа через нижнюю палату парламента не был гладким. После первого чтения, состоявшегося 1 июля, где законопроект вызвал, по выражению пресс-службы парламента, «бурные обсуждения», он был принят большинством голосов- 89 «за» при 22 «против». Наиболее активное сопротивление инициативе оказала фракция Народно-демократической партии, выразившая ряд принципиальных возражений.
Первоначальная редакция документа предлагала более жесткие меры, включая введение штрафных санкций за годичный простой прилегающих к полям территорий и применение увеличенных ставок земельного налога ко всему участку, часть которого не используется. Однако после дополнительных консультаций с представителями фермерских и дехканских хозяйств в текст были внесены существенные поправки, направленные на уточнение и смягчение мер ответственности.
В результате доработок было четко разграничено, кто именно подпадает под санкции. Административный штраф теперь будет применяться исключительно к лицам и организациям, получившим окраинные участки во вторичную аренду (субаренду). Размер взыскания был также пересмотрен в сторону уменьшения и теперь составит от одной до трех базовых расчетных величин, что эквивалентно сумме от 412 000 до 1 236 000 сумов по состоянию на 1 августа.
Для собственников земли, не обеспечивших ее использование, предусмотрена иная мера - уплата земельного налога по повышенной ставке. Принципиально важным уточнением в финальной версии стало то, что повышенный коэффициент будет начисляться не на всю площадь владения, а только на ту его часть, которая фактически не обрабатывается.
Действующий порядок, как напомнили в Законодательной палате, уже обязывает землевладельцев либо самостоятельно культивировать эти участки, либо передавать их в субаренду заинтересованным лицам. Таким образом, новые санкции активируются лишь в случае прямого невыполнения одного из этих двух обязательств.
Законопроект также устанавливает конкретный срок для начала сельскохозяйственных работ - посадка культур на окраинах полей должна быть завершена не позднее 1 мая каждого года. Эта норма введена с учетом климатических особенностей регионов, где посев основных культур нередко начинается уже в апреле.
Механизм реализации закона опирается на постановление президента от декабря 2024 года. Согласно этому документу, на Агентство по карантину и защите растений возложена задача ежегодно, до 1 января, определять перечень пригодных и обеспеченных водой земель вдоль полей. Специалисты агентства также должны предоставлять рекомендации по видам культур, наиболее подходящих для конкретной местности. В свою очередь, хокимияты на местах обязаны не позднее 1 февраля утверждать годовые планы по видам продукции и объемам урожая, а также распределять площади под посев.
Для стимулирования аграриев предусмотрен и пакет мер поддержки. Производители, осваивающие земли вдоль полей, смогут получать фитосанитарные сертификаты на свою продукцию на безвозмездной основе. Кроме того, им будет оказана помощь в обеспечении семенами, саженцами и удобрениями. Отдельно оговорено предоставление субсидий, покрывающих до 50% расходов на приобретение подвоев для фруктовых саженцев.
В Узбекистане около 85% всех пахотных земель нуждаются в искусственном орошении. Система ирригационных каналов, многие из которых были построены еще в советский период, имеет общую протяженность более 180 тысяч километров, что делает ее одной из самых протяженных в мире. Эффективное использование каждого метра земли, прилегающей к этим каналам, является критически важным для продовольственной безопасности страны.