В начале 2024 года в Узбекистане наблюдалось заметное сокращение потребительской активности, что стало прямым следствием роста стоимости жизни для населения. Согласно стратегическому отчету, опубликованному ведущей розничной сетью страны Korzinka, два ключевых фактора оказали давление на семейные бюджеты - пересмотр тарифов на жилищно-коммунальные услуги в сторону повышения и отмена льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС) для фармацевтической продукции.
Председатель наблюдательного совета Korzinka Зафар Хашимов в своем комментарии к отчету указал, что динамика продаж во втором квартале прошлого года не оправдала первоначальных прогнозов. Это расхождение было вызвано возросшими расходами домохозяйств на медицинское обслуживание и оплату коммунальных счетов, что, в свою очередь, сократило долю располагаемых доходов, направляемых на покупку товаров повседневного спроса.
Развивая эту мысль, генеральный директор сети Руд Педерсен уточнил, как именно макроэкономические изменения отразились на поведении клиентов. «Повышение цен на коммунальные услуги и введение НДС на отпускаемые по рецепту лекарства во втором квартале сказались на семейном бюджете наших клиентов и повлияли на среднюю потребительскую корзину в краткосрочной перспективе», - отметил он. Это привело к тому, что покупатели стали более избирательно подходить к тратам.
Тем не менее, несмотря на общую тенденцию к экономии, финансовые показатели компании демонстрируют устойчивость. Сопоставимые продажи, известные как Like-for-Like (LFL), по итогам 2024 года показали рост на 9,3%. Особенно показательным оказался декабрь, когда данный индикатор увеличился на 16,3% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Масштаб предновогодних продаж был таков, что выручка только за декабрь 2024 года превысила совокупный годовой объем продаж компании за весь 2016 год.
Финансовый директор Korzinka Елена Мальцева предоставила более детальную картину, проанализировав LFL-трафик - показатель, отражающий количество уникальных посетителей в сопоставимых магазинах. В первом полугодии 2024 года из-за удорожания жизни этот показатель вырос всего на 0,7%. Однако во втором полугодии ситуация кардинально изменилась: трафик увеличился на 10,8%. Такой рывок стал возможен благодаря запуску агрессивной ценовой программы «Ежедневные покупки по ценам еще ниже!» (Yanada arzon narx!), которая снизила цены на сотни наименований товаров первой необходимости. В результате за весь 2024 год сеть обслужила 94 миллиона клиентов.
В отчете также признается, что «значительные последствия» экономической конъюнктуры вынудили руководство Korzinka пересмотреть и сократить свои планы по экспансии на 2024 год. Вместо ранее запланированных масштабов, компания ограничилась открытием 10 новых супермаркетов и 6 магазинов у дома в формате Mahalla.
Напомним, что с 1 апреля 2024 года в Узбекистане была отменена льгота по НДС на оборот и импорт фармацевтической продукции, а также на медицинские и ветеринарные услуги. Месяцем позже, в мае 2024 года, произошло плановое повышение тарифов на электроэнергию и природный газ для бытовых потребителей, впервые за длительный период.
Несмотря на активное развитие современных розничных сетей, таких как Korzinka, по состоянию на 2024 год свыше 80% розничной торговли продуктами питания в Узбекистане все еще приходилось на долю традиционных рынков - дехканских базаров, которые остаются ключевым местом закупок для большинства населения.