Ташкент, Кабул и Исламабад сделали формальный шаг к реализации амбициозного инфраструктурного проекта, который способен фундаментально изменить экономическую карту региона. Накануне, 17 июля, в столице Афганистана состоялось подписание трехстороннего рамочного соглашения, дающего старт разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) для строительства Трансафганской железной дороги.
Церемония подписания стала центральным событием первой в своем роде встречи министров иностранных дел Узбекистана, Афганистана и Пакистана. Глава внешнеполитического ведомства Узбекистана, Бахтиёр Саидов, в официальном сообщении охарактеризовал данное событие как «исторический шаг вперед в углублении взаимного доверия, добрососедства и регионального сотрудничества». Это заявление подчеркивает не только экономическую, но и политическую значимость достигнутых договоренностей для всех трех государств.
Проект железной дороги «Узбекистан-Афганистан-Пакистан» рассматривается в столицах как инициатива стратегического масштаба для всей Евразии. Основная цель магистрали - предоставить для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, наиболее короткий и экономически эффективный путь к южным морским портам Пакистана. Реализация проекта позволит не только интенсифицировать торговые потоки между тремя странами, но и откроет для экспортеров из Узбекистана и других государств региона новые логистические маршруты на глобальные рынки.
Помимо основного фокуса на транспортной инфраструктуре, стороны подтвердили намерения по углублению кооперации в ключевых секторах экономики. Обсуждалось расширение сотрудничества в аграрном комплексе, фармацевтической отрасли, а также в текстильной и строительной промышленности. Отдельное внимание было уделено увеличению потенциала Термезского международного торгового центра, который рассматривается как ключевой узел и плацдарм для будущих торговых потоков по новому коридору.
Подписанное рамочное соглашение является отправной точкой для детальной технико-экономической проработки, которая определит фактическую стоимость, маршрут, сроки и технические аспекты строительства магистрали. Экспертам предстоит оценить сложный рельеф местности и вопросы безопасности на афганском участке маршрута. Тем не менее, сам факт запуска этого процесса на высоком политическом уровне свидетельствует о серьезности намерений сторон довести проект до практической реализации, формируя новый экономический ландшафт в сердце Азии.
Идея строительства железной дороги через Афганистан для соединения Центральной Азии с портами Индийского океана не нова. Подобные проекты обсуждались еще в XIX веке во времена «Большой игры» между Российской и Британской империями, однако из-за политической нестабильности и сложности рельефа они так и не были реализованы.