Хокимият Ташкента, возглавляемая хокимом Шавкатом Умурзаковым, инициировала выделение значительных средств на усиление мер дорожной безопасности. Согласно недавнему решению, на установку металлических барьерных ограждений вдоль проезжих частей будет направлено 6 миллиардов 912 миллионов сумов. Эти средства, поступающие из городского Фонда развития, предназначены для предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Исполнение контракта возложено на инжиниринговую компанию «Yagona buyurtmachi xizmati».
Данное решение является существенным дополнением к указу от 20 мая прошлого, 2024 года, когда на аналогичные цели было зарезервировано около 2 миллиардов 44 миллионов сумов. Из той суммы, 1 миллиард 456 миллионов предназначались для монтажа 5,6 километров ограждений, а оставшиеся 588 миллионов сумов - на создание приподнятых, так называемых «выпуклых», пешеходных переходов, с акцентом на профилактику аварий с участием несовершеннолетних.
Несмотря на заявленные цели, выбор в пользу масштабной установки металлических ограждений вызывает ряд вопросов у экспертов в области урбанистики и дорожной безопасности. Практика показывает, что подобные барьеры, хотя и физически ограничивают пересечение дороги в неустановленных местах, не всегда решают проблему комплексно. Зачастую они лишь смещают точки несанкционированного перехода, а в некоторых случаях могут провоцировать водителей на увеличение скорости из-за создаваемого «туннельного эффекта». Более того, такие конструкции могут затруднять доступ экстренных служб и требуют постоянных затрат на обслуживание и ремонт.
Эта инициатива разворачивается на фоне тревожной национальной статистики за 2024 год, когда в Узбекистане было зафиксировано 9 364 ДТП. В этих происшествиях пострадали 9 000 человек, а число погибших достигло 2 203. В ответ на эту ситуацию, 9 июля прошлого года президент объявил о запуске национальной программы «Безопасная дорога». Ключевым элементом программы стала реорганизация Республиканского фонда «Безопасная дорога и безопасный пешеход», который с текущего года передан в прямое подчинение правительству и получит финансирование в размере 400 миллиардов сумов.
Интересен и механизм финансирования фонда: планируется, что 25% всех штрафов, собранных с помощью автоматических систем фото- и видеофиксации нарушений, будут направляться в его бюджет. Эти средства должны пойти на благоустройство аварийно-опасных участков, установку знаков и создание пешеходной инфраструктуры. Однако фокус столичной администрации на дорогостоящих ограждениях может свидетельствовать о приоритете капиталоемких физических барьеров над менее затратными, но потенциально более эффективными мерами, такими как оптимизация светофорных циклов, улучшение освещения и внедрение комплексных схем успокоения трафика.
Более того, еще в июне 2024 года было объявлено о запуске в столице передового Центра ситуационного мониторинга, работающего на базе искусственного интеллекта. Заявлялось, что интеллектуальная транспортная платформа способна в реальном времени анализировать дорожную обстановку, прогнозировать заторы и сократить аварийность. Спустя год активной работы этой высокотехнологичной системы, основная ставка в борьбе за безопасность на дорогах Ташкента делается на установку металлических заборов, что ставит под сомнение либо эффективность использования данных ИИ, либо саму стратегию, которая отдает предпочтение архаичным методам вместо точечных, основанных на аналитике решений.
Первые в мире «лежачие полицейские» (speed bumps) были установлены в городе Чатем, штат Нью-Джерси, США, в 1906 году. Они были разработаны для того, чтобы замедлить автомобили до скорости 5 миль в час (около 8 км/ч) на опасных перекрестках.