Котировки на бензин марки АИ-80 на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже демонстрируют непрерывный восходящий тренд на протяжении уже одиннадцати торговых сессий подряд. Анализ биржевых данных показывает, что рынок топлива остро реагирует на недавние регуляторные изменения, что привело к существенному увеличению стоимости низкооктанового бензина.
По состоянию на закрытие торгов в минувший понедельник, 28 июля, стоимость тонны этого вида топлива зафиксировалась на отметке 10,83 миллиона сумов, показав за день умеренный прирост в 0,5%. Однако в более широкой перспективе цифры выглядят значительнее. С 11 июля, даты последнего зафиксированного снижения, биржевая цена на АИ-80 увеличилась почти на 8,5%. Если рассматривать динамику с начала текущего месяца, то подорожание составляет почти 10%, а за весь летний период, с начала июня, рост достиг внушительных 16,42%.
Ключевым фактором, спровоцировавшим текущую ценовую динамику, стала отмена с 10 июня ценового потолка на бензин АИ-80. Данное ограничение, которое не позволяло цене подниматься более чем на 5% от начальной стоимости продавца, было введено решением Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей в ноябре 2024 года. С момента снятия этого барьера стоимость топлива на биржевых торгах подскочила на 14,56%. Следует напомнить, что введение ценового коридора в прошлом году было реакцией на преодоление бензином психологически важного рубежа в 10 миллионов сумов за тонну, после чего регулятор установил максимальную планку на уровне 9 377 555,25 сумов.
На этом фоне экономист Отабек Бакиров выражает мнение, что топливный рынок республики ожидает дальнейшее повышение цен. Он связывает свой прогноз с недавним запретом на экспорт бензина из Российской Федерации, что, по его оценке, приведет к уходу с рынка более мелких импортеров, которые не являются частью межправительственных соглашений. Это, в свою очередь, может создать условия для монопольных игроков и отечественных производителей, таких как Бухарский нефтеперерабатывающий завод - основной поставщик автомобильного топлива в стране, для установления более высоких цен за счет контроля над импортной инфраструктурой.
Между тем, правительство страны имеет долгосрочную стратегию по отказу от низкооктанового топлива. Еще в феврале этого года президент дал поручение о «мобилизации всех сил и средств» с целью полного прекращения использования и реализации бензина АИ-80 до конца 2025 года. Целью данной инициативы является обеспечение населения «качественным, экологически чистым и доступным топливом». В рамках этой стратегии «Узбекнефтегаз» уже анонсировал планы по прекращению производства АИ-80 с сентября текущего года, а с 2026 года планируется полный переход на реализацию исключительно высокооктановых марок бензина, таких как АИ-92 и АИ-95.
Октановое число, такое как «80» в марке АИ-80, является мерой детонационной стойкости топлива, то есть его способности противостоять самовоспламенению при сжатии в двигателе. Чем выше число, тем большее сжатие выдерживает топливо без детонации, что позволяет использовать его в более мощных и эффективных двигателях. Большинство развитых стран давно отказались от производства и использования бензина с октановым числом ниже 91-92 по исследовательскому методу.