В 2026 году правительство Узбекистана намерено приступить к реализации масштабного проекта по строительству выделенной высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая соединит Ташкент и Самарканд. Эта информация была официально подтверждена в опубликованной финансовой стратегии, разработанной Министерством экономики и финансов и охватывающей период с 2026 по 2028 годы.
Как сообщил не так давно министр транспорта Илхом Махкамов, работа над технико-экономическим обоснованием для проекта новой линии Ташкент - Самарканд близится к завершению и, как ожидается, будет финализирована до конца текущего, 2025 года. Сразу после этого, уже с января 2026 года, ведомство планирует начать подготовительные процедуры для объявления международного тендера на строительство.
Данный проект является частью более широкой программы по модернизации и расширению железнодорожной сети страны. Стратегия также предусматривает активное вовлечение Узбекистана в строительство ключевых международных транспортных коридоров, таких как «Узбекистан - Кыргызстан - Китай» и «Узбекистан - Афганистан - Пакистан», начиная со следующего года. Эти инициативы направлены на укрепление транзитного потенциала республики и ее интеграцию в региональные и глобальные логистические цепочки.
Параллельно с этим, в планах значится запуск еще одной стратегически важной линии - новой скоростной железной дороги, которая свяжет Нукус, Мискин, Ургенч и Бухару. Ее ввод в эксплуатацию должен обеспечить налаживание регулярного сообщения высокоскоростными поездами в западном регионе страны, что существенно сократит время в пути для пассажиров и грузов.
Ранее, в мае этого года, глава «Узбекистон темир йуллари» Зуфар Нарзуллаев уже информировал общественность о поручении президента страны, касающемся ускоренного строительства новой высокоскоростной железной дороги по маршруту Навои - Бухара. Согласно поставленной задаче, этот участок должен быть сдан до конца 2025 года. Кроме того, в рамках этой же программы ведется электрификация железнодорожного отрезка Нукус - Мискин, что является необходимым условием для запуска современных электропоездов.
Министерство транспорта также подчеркивает, что не намерено ожидать завершения строительства новой магистрали для решения текущих проблем с пропускной способностью. Уже сейчас, совместно с привлеченными консультантами, прорабатываются технические решения, которые позволят увеличить пропускную способность существующей железнодорожной линии между Ташкентом и Самаркандом как минимум на 20%. Это временная мера, призванная удовлетворить растущий спрос на перевозки на самом загруженном направлении в стране.
Высокоскоростные поезда «Afrosiyob», курсирующие в Узбекистане, являются модификацией испанских поездов Talgo 250. Эти же поезда, с небольшими изменениями, используются и на железных дорогах Испании под названием RENFE Class 130.