Власти Узбекистана утвердили планы по строительству нового международного аэропорта в Ташкентской области, который станет ключевым элементом строящегося района «Новый Ташкент». Проект, реализация которого намечена на 2030 год, призван кардинально решить проблему растущей нагрузки на действующую воздушную гавань и укрепить позиции страны как регионального авиационного хаба. Решение было принято после того, как экспертные расчеты показали, что откладывание проекта нанесет экономике ущерб в размере 8,6 миллиарда долларов упущенного роста ВВП.
Официальные лица подчеркивают, что необходимость в новом аэропорте стала критической. Министр транспорта Илхом Махкамов связал эту потребность с успешной политикой либерализации, в частности, с увеличением числа стран с безвизовым режимом для Узбекистана. Это, в свою очередь, стимулирует рост пассажиропотока, с которым действующая инфраструктура уже не справляется.
Проект был представлен президенту Шавкату Мирзиёеву 1 августа, где было отмечено, что его реализация будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. Власти намерены привлечь к строительству и последующему управлению ведущие международные компании с опытом в авиационной отрасли.
Председатель правления Uzbekistan Airports, Жавлонбек Умарходжаев, представил детальное обоснование проекта. По его словам, нынешний столичный аэропорт, несмотря на все усилия по модернизации, достиг своих пределов. Его проектная мощность составляет до 11 миллионов пассажиров в год, при этом перрон может одновременно вмещать не более 70 воздушных судов, а взлетно-посадочная полоса обеспечивает до 17 операций в час. «В условиях динамичного роста экономики, увеличения туристического потока и расширения международных деловых связей становится очевидно, что действующий аэропорт уже не справляется с растущей нагрузкой», – констатировал он.
Прогнозы, подготовленные привлеченными международными консультантами, указывают на то, что к 2030 году пассажиропоток в Ташкенте может превысить отметку в 15 миллионов человек. Существующая инфраструктура, даже с учетом дальнейшей модернизации, не сможет обеспечить должное качество обслуживания такого количества пассажиров.
Еще одной серьезной проблемой является расположение действующего аэропорта в черте города. Это создает значительные транспортные заторы на подъездных путях и ограничивает возможности для дальнейшего расширения из-за плотной городской застройки. Конфигурация взлетно-посадочных полос также накладывает ограничения на маневренность воздушных судов.
Новый аэропортовый комплекс, строительство которого начнется в ближайшее время, будет лишен этих недостатков. На первом этапе его пропускная способность составит 20 миллионов пассажиров в год. Инфраструктура будет рассчитана на одновременное размещение 169 самолетов и выполнение более 40 взлетно-посадочных операций в час. Умарходжаев заверил, что аэропорт будет построен с применением «самых современных технологий» и будет полностью цифровизирован.
Как пояснил в сентябре прошлого года заместитель министра транспорта Жасурбек Чориев, проект станет частью масштабного развития «Нового Ташкента». Он подтвердил, что механизм реализации – ГЧП. «Сперва мы должны найти инвестора, с ним все согласовать», – отметил он.
При этом до ввода в эксплуатацию нового объекта инвестиции в действующий аэропорт прекращаться не будут. Чориев подчеркнул, что для предотвращения коллапса существующую гавань необходимо развивать как минимум до 2028-2029 года. «У нас появится стоп на инвестиции, только когда мы там построим. Потом идет период адаптации. Если мы не будем расширять (существующий аэропорт), это крах», – заявил он. Период адаптации и перевода рейсов займет, по оценкам, два-три года.
График проекта уже определен. Согласно постановлению президента от 31 августа 2024 года, переговоры со стратегическими партнерами должны были состояться в сентябре того же года. В течение 2025 года планируется разработать и утвердить концепцию проекта и выбрать ключевого партнера. Подписание окончательного соглашения о ГЧП намечено на декабрь 2026 года, что откроет путь к началу строительных работ.
Действующий международный аэропорт Ташкента имени Ислама Каримова (TAS) является одним из старейших в Центральной Азии. Его история начинается еще в 1923 году, когда были организованы первые авиалинии, связывающие Ташкент с другими городами.