Правительственные круги Узбекистана активизировали усилия по реализации крупномасштабного проекта всесезонного курорта «Sea Breeze Uzbekistan», расположенного на побережье Чарвакского водохранилища. Согласно недавнему постановлению Кабинета министров, определены ключевые финансовые и организационные механизмы, призванные обеспечить планомерное развитие этой амбициозной инициативы.
Центральным элементом финансовой модели проекта становится введение обязательного инфраструктурного сбора. Размер сбора установлен на уровне $50 за каждый квадратный метр застраиваемой площади в рамках курортной зоны. Эти средства будут аккумулироваться на специальном казначейском счете Дирекции туристско-рекреационной зоны «Чарвак». Для инвестора, совместного предприятия «Sea Breeze Uzbekistan», предусмотрена возможность поэтапной выплаты этой суммы равными долями в течение пятилетнего периода.
Собранные средства имеют строго целевое назначение. Они будут направлены на финансирование широкого спектра работ, включая проектирование и строительство социальных объектов, а также прокладку инженерных и транспортных коммуникаций на территории общей площадью 6,8 миллиона квадратных метров. Кроме того, часть этих денег пойдет на выплату компенсаций за потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные передачей земель под нужды проекта. Дирекции ТРЗ «Чарвак» также предоставлено право использовать эти фонды, наряду со средствами из Фонда развития туристской инфраструктуры, для привлечения высококвалифицированных специалистов, в том числе зарубежных экспертов.
Особое внимание в документе уделено вопросу частной собственности. Объекты недвижимости, принадлежащие физическим и юридическим лицам на территории проекта, будут выкупаться инвестором. Подчеркивается, что данный процесс должен проходить на основе рыночной оценки и по согласованию с собственниками, что является важной гарантией защиты их прав.
Вместе с тем, правительство устанавливает жесткие рамки ответственности для инвестора. В случае срыва утвержденных сроков строительства, предусмотренных мастер-планом, договор аренды земельного участка может быть расторгнут. При этом все расходы, понесенные арендатором, возмещению подлежать не будут. Подобный механизм призван обеспечить строгую дисциплину выполнения проектных обязательств.
Параллельно с внутренними сборами, правительство ищет внешние источники финансирования. Министерству инвестиций, промышленности и торговли дано поручение до 1 января 2026 года проработать вопрос привлечения кредитов от международных финансовых институтов. Эти средства необходимы для реализации наиболее капиталоемких частей проекта – строительства нового вантового моста через водохранилище и прокладки сетей автомобильных дорог, питьевого водоснабжения, канализации, а также линий электро- и газоснабжения.
Данные планы коррелируют с недавним заявлением министра транспорта Илхома Махкамова. Он анонсировал строительство новой автомобильной трассы между Ташкентом и Чарваком на условиях государственно-частного партнерства. По словам министра, существующая дорога уже не справляется с транспортным потоком, и создание альтернативного маршрута является насущной необходимостью для развития всего региона.
Чарвакское водохранилище, на берегу которого развернется строительство, является искусственным. Оно было создано в 1970 году путем возведения 168-метровой каменно-насыпной плотины на реке Чирчик, и сегодня его объем превышает 2 кубических километра воды.