В Джалал-Абадской области Киргизской Республики отмечена значительная активизация работ по реализации двух стратегических инфраструктурных проектов – строительства железнодорожной магистрали «Китай – Киргизия – Узбекистан» и нового международного аэропорта в городе Джелалабаде. Данные инициативы призваны кардинально изменить транспортно-логистический ландшафт Центральной Азии.
Глава Джалал-Абадской области Тилек Текебаев провел инспекцию строительных площадок, расположенных в Сузакском районе, в частности в районах Эшме и Тош-Кутчу, а также в селах Чангет-Сай и Калма-Кырчын. В ходе визита было отмечено, что строительные работы ведутся интенсивными темпами на всех участках. Уже начаты работы по бурению тоннелей и возведению мостовых переходов на киргизском отрезке железнодорожной магистрали, общая протяженность которого составит около 300 километров.
Проект железной дороги «Китай – Киргизия – Узбекистан», который обсуждался на протяжении почти трех десятилетий, вступил в активную фазу реализации. Эта магистраль станет ключевым звеном в формировании нового сухопутного коридора, соединяющего Азию с Европой и странами Ближнего Востока. Ожидается, что запуск дороги позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу почти на неделю. Прогнозируемый годовой объем грузоперевозок по новому маршруту может достигнуть 15 миллионов тонн.
Параллельно в регионе реализуется еще один амбициозный проект – строительство нового международного аэропорта в Джелалабаде. Новая воздушная гавань, которая раскинется на площади в 380 гектаров, претендует на статус крупнейшей в Ферганской долине. Проектом предусмотрена взлетно-посадочная полоса длиной четыре километра, способная принимать все типы современных авиалайнеров. Завершение строительства и ввод аэропорта в эксплуатацию запланированы на 2027 год.
Финансирование проекта железной дороги осуществляется совместно тремя странами-участницами. Доли в совместной проектной компании распределены следующим образом: 51% принадлежит китайской стороне, в то время как Киргизия и Узбекистан владеют по 24,5% акций. Общая стоимость проекта оценивается в 4,7 миллиарда долларов США.
Строительство этих объектов инфраструктуры, как ожидается, окажет значительное положительное влияние на экономику региона, создаст новые рабочие места и привлечет дополнительные инвестиции.
Маршрут железной дороги «Китай – Киргизия – Узбекистан» пройдет через сложные горные участки, что потребует строительства многочисленных тоннелей и мостов. Один из самых протяженных тоннелей на киргизском участке будет иметь длину более 12 километров.