Президент Шавкат Мирзиёев, выступая на третьей Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, выдвинул комплексную программу по устранению логистических барьеров, которые серьезно сдерживают экономический потенциал государств Центральной Азии и других регионов, географически изолированных от мировых морских путей.
Центральным элементом речи узбекского лидера стал призыв к разработке под эгидой ООН глобального соглашения о транзитных гарантиях. По его мнению, такой документ должен обеспечить справедливый и недискриминационный доступ к портам и транспортным коммуникациям, а также снизить риски, связанные с перевозкой грузов.
Проблема стоит крайне остро. Согласно оценкам Всемирного банка, которые привел президент, страны Центральной Азии ежегодно теряют до 2% своего валового внутреннего продукта из-за высоких транспортных издержек и нестабильности транзитных маршрутов. Логистические затраты в структуре конечной стоимости товаров могут достигать 60%, что в разы превышает среднемировые показатели и подрывает конкурентоспособность местной продукции на глобальных рынках.
«Предоставление государствам, не имеющим выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике на равных условиях - это фундаментальный вопрос справедливости», - подчеркнул Мирзиёев. Для достижения этой цели, по его словам, необходимо сосредоточиться на трех ключевых направлениях: ускоренная модернизация инфраструктуры, укрепление региональной взаимосвязанности для предотвращения транзитных сбоев и реализация «права на развитие» как неотъемлемого элемента глобального равноправия.
В качестве практических шагов Узбекистан активно продвигает формирование в Центральной Азии единого транспортно-логистического пространства. Эта работа уже дает результаты: за последние годы взаимная торговля в регионе выросла в 4,5 раза. Увеличился грузопоток по коридору Узбекистан - Туркменистан - Иран - Турция, а также начались работы по строительству стратегически важной железнодорожной магистрали Китай - Кыргызстан - Узбекистан.
Шавкат Мирзиёев особо выделил необходимость ускорения реализации проекта железной дороги Узбекистан - Афганистан - Пакистан. Начало строительства запланировано на 2025 год. Сопряжение этого маршрута с коридором через Кыргызстан, по его словам, способно сформировать принципиально новое торгово-экономическое пространство в обширном регионе. Кроме того, в качестве приоритета было названо развитие Срединного коридора, для чего требуется разработка согласованной транзитной политики и внедрение единых, экономически обоснованных тарифов на контейнерные перевозки.
Для финансирования этих масштабных преобразований, потребность в которых для стран Центральной Азии оценивается в 40 миллиардов долларов ежегодно, президент предложил учредить специальный Фонд содействия логистической интеграции под эгидой ООН. Этот фонд мог бы аккумулировать ресурсы стран-доноров, международных институтов развития и глобальных программ.
Среди других инициатив, озвученных узбекской стороной, - разработка Глобального индекса уязвимости для стран, не имеющих выхода к морю. Такой инструмент позволил бы объективно оценивать ограничения, связанные с транзитом, и более адресно распределять финансовую и техническую помощь. В дополнение, с учетом климатических вызовов и вопросов продовольственной безопасности, было предложено создать в Узбекистане инновационный хаб для аграрного сектора с фокусом на внедрение водосберегающих и адаптивных технологий.
В мире насчитывается 32 развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю (РСНВМ). На них приходится около 14% населения всех наименее развитых стран мира. Их удаленность от морских портов создает серьезные препятствия для торговли, увеличивая транспортные расходы и снижая экономическую конкурентоспособность.