Правительство Узбекистана скорректировало сроки реформы энергетического сектора, продлив период государственного субсидирования цен на природный газ, горячее водоснабжение и отопление до 2029 года. Эта информация следует из опубликованной Министерством экономики и финансов фискальной стратегии на 2026-2028 годы. Ранее озвученные планы по полному прекращению поддержки цен на газ с 2028 года претерпели изменения.
Согласно новому финансовому документу, общий объем субсидий, заложенных в бюджет на 2025 год, составит внушительную сумму в 28,4 трлн сумов, с прогнозируемым ростом до более чем 30 трллн сумов в последующие годы. Основная нагрузка на казну, около 80%, ложится на так называемые «социально значимые субсидии», объем которых в 2025 году достигнет 22,4 трлн сумов.
Наиболее затратной статьей остается энергетический сектор, на который в будущем году будет направлено 12,3 трлн сумов. В частности, на покрытие разницы между ценой закупки и реализации газа населению и предприятиям зарезервировано 7 трлн сумов, а на компенсацию убытков предприятий теплоснабжения - 4,8 трлн сумов.
При этом фискальная стратегия четко обозначает намерение полностью отказаться от субсидирования электроэнергии, начиная с 2026 года. Выплаты на покрытие разницы в ценах на электричество в 2025 году составят относительно скромные 0,5 трлн сумов перед их полной отменой.
План предусматривает поэтапное, но неуклонное сокращение финансовой поддержки энергетиков. Объем дотаций на газ планируется снизить с 7 трлн сумов в 2025 году до 5 трлн к 2028 году, ассигнования на тепло и горячую воду за тот же период уменьшатся с 4,8 трлн до 4 трлн сумов.
Это решение контрастирует с заявлением вице-премьера и министра экономики и финансов Джамшида Кучкарова, сделанным в декабре 2024 года. Тогда он уверял, что выделение бюджетных средств на поддержку цен на газ и электроэнергию будет полностью прекращено с начала 2028 года. Новая стратегия, однако, предполагает выделение 5 трлн сумов на газовые субсидии и в 2028 году. В то же время, более долгосрочный ориентир, озвученный в июле председателем «Иссикликтаъминоти» Ильхомом Тураевым о полной отмене субсидий на отопление к 2030 году, в целом согласуется с новым курсом правительства.
На фоне сокращения энергетических дотаций наблюдается перераспределение бюджетных приоритетов в пользу других социальных направлений. Прогнозируется рост субсидирования дошкольных образовательных учреждений (до 5,5 трлн сумов к 2028 году), программ ипотечного кредитования (до 3,3 трлн) и покрытия убытков общественного транспорта (до 2,7 трлн).
Система субсидирования цен на энергоносители исторически была одним из ключевых инструментов социальной политики в Узбекистане. Однако, по оценкам экспертов, она приводила к нерациональному потреблению ресурсов и создавала значительную нагрузку на государственный бюджет, препятствуя инвестициям в модернизацию устаревшей энергетической инфраструктуры.