На автозаправочных станциях по всему Узбекистану зафиксирован заметный скачок стоимости бензина марки АИ-80, цена которого увеличилась более чем на 11 процентов. Текущая ситуация на топливном рынке разворачивается на фоне нескольких ключевых факторов, включая временные ограничения на экспорт бензина из Российской Федерации и стратегические планы акционерного общества «Узбекнефтегаз» по сворачиванию производства данного вида топлива.
В течение последней недели автомобилисты столкнулись с новой ценовой реальностью. В частности, сеть автозаправочных комплексов Carvon, ранее известная как UNG Petro, скорректировала ценник на АИ-80, подняв его на 950 сумов. Таким образом, стоимость литра выросла с 8150 до 9100 сумов. Анализ рынка, проведенный изданием «Автострада», показывает, что и другие участники рынка последовали этому тренду. На заправках «Лукойла» литр АИ-80 реализуется по 9100 сумов, в сети IBR его цена достигла 9200 сумов, а на станциях Mustang - 8900 сумов. Ценовые корректировки затронули и высокооктановые марки бензина: на АЗС Carvon стоимость АИ-92 и АИ-95 теперь составляет 11 200 и 13 000 сумов соответственно.
Одним из внешних факторов, влияющих на рынок, стало решение правительства России ввести временный запрет на экспорт бензина, который будет действовать до конца августа. Министерство энергетики Узбекистана поспешило заявить, что данная мера не окажет влияния на поставки, осуществляемые в рамках действующих межправительственных соглашений.
Тем не менее, экономист Отабек Бакиров выразил мнение, что подобные ограничения могут косвенно спровоцировать дальнейший рост цен. По его оценке, уход с рынка более мелких импортеров создает условия, при которых крупные игроки и местные производители получают возможность для увеличения своей маржинальности и, как следствие, цен.
Внутренние регуляторные изменения также сыграли свою роль. С 10 июня был отменен ценовой потолок на бензин АИ-80, установленный Комитетом по конкуренции в ноябре 2024 года. Тогда было введено ограничение роста цен на уровне 5% от начальной стоимости. После отмены этого барьера котировки на товарно-сырьевой бирже Узбекистана продемонстрировали резкую восходящую динамику.
Представители антимонопольного органа в конце июля пояснили, что предыдущее ценовое ограничение способствовало росту теневого сектора на топливном рынке. Улугбек Давлатов, начальник управления антимонопольного регулирования Комитета по конкуренции, отметил, что отмена потолка цен позволила легализовать торговые процессы, и те издержки, которые ранее находились в «тени», теперь отражены в официальной биржевой цене. Он также подтвердил, что после снятия ограничений рентабельность «Узбекнефтегаза», оператора Бухарского НПЗ, увеличилась.
Это не первый ценовой скачок в этом году. В январе стоимость АИ-80 в сети Carvon уже поднималась на 18,1%, с 6900 до 8150 сумов за литр, что совпало с переходом Бухарского НПЗ на реализацию всей своей продукции исключительно через биржевые торги.
В долгосрочной перспективе «Узбекнефтегаз» подтверждает свои планы по полному прекращению производства бензина АИ-80 начиная с сентября текущего года. Ожидается, что с 2026 года в стране будет осуществлен полный переход на реализацию только высокооктанового автомобильного бензина марок АИ-92 и АИ-95.
Бухарский нефтеперерабатывающий завод, являющийся ключевым производителем топлива в Узбекистане, был введен в эксплуатацию в 1997 году при участии французского консорциума Technip. Его проектная мощность составляет 2,5 миллиона тонн переработки газового конденсата в год.