Казахстан готовится ответить на логистические вызовы Узбекистана

Казахстан готовится ответить на логистические вызовы Узбекистана
В Центральной Азии разворачивается новая глава конкуренции за контроль над евразийскими грузовыми потоками. Активное продвижение железнодорожных проектов со стороны Китая и Узбекистана, создающих коридоры в обход территории Казахстана, побуждает национального оператора «Казахстан темир жолы» (КТЖ) к форсированию своей стратегии по удержанию транзитного доминирования.

Геоэкономический ландшафт региона претерпевает значительные изменения под влиянием двух ключевых инициатив. Первой из них является транспортный коридор Китай – Кыргызстан – Узбекистан (ККУ). Данный проект, являющийся частью глобальной инициативы «Нового Шелкового пути», нацелен на создание прямого железнодорожного сообщения между китайским Кашгаром и узбекским Андижаном через территорию Кыргызстана. Реализация этого маршрута предоставит прямой доступ к портам Ирана и Турции, а затем и в Европу, что исключает необходимость прохождения грузов через Казахстан. Основными движущими силами проекта выступают Китай, контролирующий 51% акций в совместном предприятии, и Узбекистан с долей в 24,5%. Именно эти страны взяли на себя основную нагрузку по финансированию и организации строительных работ. В июле текущего года о своей готовности интегрироваться в проект ККУ заявил и Таджикистан, подтвердив намерения по созданию мультимодального коридора, связывающего Центральную Азию с Турцией и Европой.

Второй стратегической инициативой является Трансафганская железная дорога. Этот совместный проект Узбекистана, Афганистана и Пакистана направлен на формирование прямого транспортного коридора из центральноазиатского региона к портам Аравийского моря. Строительство магистрали откроет для Узбекистана рынки Пакистана и Индии, что существенно усилит торговые потоки и экспортный потенциал стран-участниц, вновь минуя казахстанскую территорию. Трансафганский маршрут укрепляет позиции Узбекистана как ключевого логистического хаба и интегрируется с другими транспортными проектами, формируя единую сеть южных коридоров. Для его реализации планируется создать консорциум для координации работы с инвесторами по аналогии с моделью управления проектом ККУ.

Эти шаги создают новую транспортную реальность, в которой Казахстану необходимо активно доказывать свои конкурентные преимущества. В «Казахстан темир жолы» заявляют, что к подобному развитию событий компания готовилась на протяжении последних пяти лет. За этот период была проведена существенная модернизация и расширение транспортной инфраструктуры страны: улучшено состояние железнодорожного полотна, запущены новые маршруты, ведутся работы по восстановлению и строительству дополнительных веток.

«Все эти меры нацелены на повышение скорости перевозок, сокращение транзитного времени и улучшение качества обслуживания грузопотоков», - пояснил председатель правления компании Талгат Алдыбергенов.

По его словам, в настоящее время реализуется проект по созданию цифрового коридора, который призван обеспечить полную прозрачность маршрутов и тарифов. Цифровая система уже успешно функционирует на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ). Это нововведение позволяет осуществлять контроль за движением грузов в режиме реального времени, оптимизировать логистические процессы и укреплять доверие клиентов к казахстанскому транзитному пути.

«Фактически цифровизация у нас внедрена и на маршруте Среднего коридора. Для удержания этих направлений и объемов нам необходимы три ключевых фактора: скорость, прозрачность и качество. Именно на этих принципах строится наша стратегия сохранения и развития транзита», - добавил он.

Министр транспорта Нурлан Сауранбаев на заседании правительства отметил, что за последние годы удалось достичь серьезных результатов в развитии железнодорожной инфраструктуры. Одним из ключевых достижений стало решение вопросов по увеличению пропускной способности на стратегических направлениях в Россию и Узбекистан. К примеру, на стыке Сарыагаш пропускная способность была увеличена с 24 до 35 поездов в сутки.

С июля было открыто движение дополнительных составов на линии Достык – Мойынты, что еще больше укрепило позиции Казахстана. Таким образом, в правительстве считают вопросы по железнодорожным стыковым пунктам закрытыми, а КТЖ обязуется в полной мере удовлетворять потребности бизнеса в перевозках.

Параллельно ведется работа по наращиванию общей пропускной способности сети, которая в перспективе должна достигнуть 296 млн тонн в год, что представляет собой рост почти на 40%. По прогнозам, уже в этом году транзитный объем составит около 33 млн тонн, а в следующем превысит 54 млн тонн. К концу 2029 года планируется достичь показателя в 67 млн тонн, а к 2035 году – 100 млн тонн.

Важным элементом стратегии стала модернизация терминальной сети. На данный момент функционируют семь ключевых терминалов: в Ляньюньгане, Сиане, Достыке, Хоргосе, Курыке, Актау и Алматы. В ближайшее время планируется открытие еще двух - в Селятино и Свислоче, а в перспективе появятся еще пять. Таким образом, формируется целостная сеть казахстанских терминалов по направлению Восток – Запад.

ТМТМ, также известный как Средний коридор, представляет собой мультимодальный маршрут, соединяющий Китай и Европу через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. Он является стратегической альтернативой северному маршруту через Россию и южному через Суэцкий канал. В 2024 году объем транзита по ТМТМ увеличился на 62%, достигнув 4,5 млн тонн грузов.

Комплексная модернизация уже приносит свои плоды. Срок доставки грузов по ТМТМ сократился с 53 до 17 дней, а время на оформление документов уменьшилось с восьми часов до 30 минут, при этом тарифы остаются стабильными.

Самый длинный и тяжелый товарный поезд в истории был запущен в 2001 году в Австралии. Его длина составляла 7,3 километра, он состоял из 682 вагонов с железной рудой, а его общий вес превышал 99 тысяч тонн. Это демонстрирует колоссальные масштабы, которых могут достигать современные железнодорожные перевозки.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Участник ВЭД
    23 августа 2025 01:42
    Постоянные досмотры на Хоргосе. Контейнеры останавливают и досматривают транзитные грузы. Когда большое количество наименований они сами путаются и пишут что не достоверна и в суд направляют. Когда обратно загружают много товара портят. ( было даже специально). Крадут очень много не догружают товар. Было когда обратно не смогли часть загрузить и мне на легковой машине пришлось вывозить и на границе с Кордаем объяснять почему я полную машину товара везу в Бишкек. Это кажется что там все строго, на самом деле не так. давно не ездил туда по-моему называется сухой порт или восточные врата.
    Ужасное отношение. Сейчас мы все возим в КР через Торугарт и все отлично. Быстро и не трогают. Досмотр на месте где растамаживаешься, а не транзитной зоне. Заставляли каждую коробку на весы ставить. Сравнивать штрих коды товаров. Все сертификаты проверяли. Очень много клиентов потеряли они. Там были много грузов из Узбекистана и Таджикистана. Туда приходилось ездить каждый раз. Уже всех на лицо знал. Грузчиков и карликов и старших СВХ.
    ПыСы грузы были не китайские а транзитные через Китай. В то время не давали транзит по Китаю оформлять через Торугарт. Можно было только через Хоргос. Китайцы нас услышали )))
  2. Петя
    22 августа 2025 17:44
    Просто посмотрите перепад высот по маршруту Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Там цена перевозки будет в разы выше. С точки зрения экономики это мертворожденный проект. Чисто политический.
    1. Еее
      24 августа 2025 16:26
      Петя,
      Нет нет и ещё раз нет
  3. ВВП
    22 августа 2025 07:06
    Беда Казахстана это работники ж-дороги менты,томожники, рекет на уровни государства они проста вымогатели
  4. Rendom
    22 августа 2025 06:02
    Без конкуренции будет процветать коррупция. А конкуренции это не выявление слабого а толчок чтобы стать сильным. Желаю двум братским народам стать сильными и радоваться победам и силе друг друга
  5. Мурат
    21 августа 2025 16:05
    Главная проблема казахстанских дорог-таможенники и гаишники.
  6. Гость
    21 августа 2025 15:06
    Зангезурский коридор очень важен и нужен.Как для Узбекистана,так и для Казахстана.Никакого такого ,,вызова"в открытии дорог нет.Всем работы более чем хватит.
    А завшивевший битый медведь пусть на своем отшибе лапу сосет.😁
  7. Roza
    21 августа 2025 12:21
    Ну что, начинается?
  8. Айдын
    21 августа 2025 10:13
    Конечно если грузы будут долго ехать через Казахстан найдутся другие альтернативные пути. Хотим мы этого или не хотим. Вот как река находит себе правильное русло, так грузопоток найдет себе лучший путь. Поэтому Казахстану нужно сделать привлекательным свою логистику Чтобы не остаться в стороне.
  9. Ербол
    21 августа 2025 08:26
    Конкуренция всегда только на пользу.
  10. Abdul
    21 августа 2025 07:37
    Вот вам великий Туран
  11. Равшан
    21 августа 2025 06:29
    Через Казахстан грузы раньше шли 53 дня сейчас идут 17 дней а через Киргизии один день. А что логично через Киргизстан меньше времени. Всего 450 км и груз в Узбекистане. Через день в Каспийском порту через неделя после отправки уже в Европе. Мне например нравиться если товары который я заказывал привезут по быстрому. Я не против пускай грузы через Казахстан тоже отправляются но по быстрому только через Узбекистан.
  12. Алик
    21 августа 2025 05:36
    Вы упустили главный фактор - постоянные досмотры транзитных грузов сотрудниками таможни, которые длятся месяцами и я думаю вообще всей этой идеи по строительству Жд дороги ККУ поспособствовали жалобы китайских и узбекских бизнесменов, которые несут убытки при отправке грузов через РК. К примеру поставили вагон на досмотр, вагон досматривают 15-30 дней соответственно за простой вагона нужно платить, за СВХ нужно платить, а там сумма не маленькая. Нету логики, зачем досматривать транзитный груз на факт выявления излишки товара, который не несет ущерба РК. Ну а если хочешь без досмотра, тогда плати таможеннику, вот и вся проблема наша. Аналогичная ситуация сейчас и с автоперевозками, 70% груза ушли через Кыргызстан далее Узбекистан Таджикистан и Афганистан, а причина та же не обоснованные досмотры, и высокие ставки таможни.
  13. Мурат
    20 августа 2025 23:20
    Сейчас через Казахстан проходит 80-85 % сухопутного грузооборота между Европой и Азией, поэтому, конечно, они за него будут бороться. Но пока жд Китай - Кыргызстан - Узбекистан построится это долгая история, - ещё многое чего может измениться с тем же Ираном или Туркменистаном и тогда может дорога остановиться. Не удивлюсь, если китайцы построят ещё один альтернативный путь через Афганистан, чтоб диверсифицировать торговые пути, но опять же все упирается либо в Иран, либо в Туркменистан.
    1. Нуке
      21 августа 2025 07:38
      Вставка предложено из за трудности и барьера в Казахстане к другим народам. Вот путь эшалон вагонов был перспективе чз Кыргызстан и Узбекистан. Дальше не надо иронировать Казахстан. Сами попали в ловушку.
  14. Акбар VS Акбар
    20 августа 2025 18:13
    Вот такой он туран великий😂
    1. Qalqon
      20 августа 2025 21:44
      Акбар VS Акбар,
      Туран нам не нужен, а вот добрососедские отношения приветствуем. Мы видим как два славянских народов готовы друг друга убивать, причём уже очень эффективно это делают. Мы делаем для себя выводы, а ты продолжай заниматься злорадством. Ты тоже Акбар?
    2. Акбар VS Акбар
      21 августа 2025 11:18
      Qalqon,
      Таких как ты потихоньку тоже готовят к такому.
      Продажные идут в топку придуманную их хозяевами.
      Но тут было про туран, а такие если не пер нут про Россию, то не получат печенюх)
    3. Гость
      21 августа 2025 13:09
      Акбар VS Акбар, Ваня тебе во время дают боярышник?
    4. Еее
      24 августа 2025 17:17
      Гость,
      Не спать
  15. 727
    20 августа 2025 16:55
    То есть через Кыргызстан в Китай это прямой путь а через Казахстан это не прямой? )))))
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

В Ташкенте произошло очередное ДТП с участием автомобиля BMW

Сегодня в Янгихаётском районе города Ташкента было зафиксировано дорожно-транспортное происшествие, главным действующим лицом в котором стал
Сегодня, 14:56

В Ташкенте мужчина сталкерил и приставал к школьнице

В Ташкенте произошёл вопиющий случай домогательства и преследования несовершеннолетней, который вызвал широкий резонанс и поднял вопрос об
Сегодня, 14:45 1

Опубликован график зимних каникул в школах и вузах Узбекистана

В образовательном секторе республики поставлена точка в вопросе сроков предстоящего зимнего перерыва. В эту пятницу, 5 декабря, профильные ведомства
Сегодня, 14:25

Стало известно, когда в Ташкенте ожидается снег

В Ташкенте три дня подряд ожидаются осадки. Об этом сообщают синоптики. После вчерашнего дождя, 6-9 декабря также ожидается дождь. В эти дни ночная
Сегодня, 13:45 3

В Узбекистане обновили курс иностранных валют на 5 декабря

Сегодня, 5 декабря в Узбекистане курс иностранных валют будет действовать следующим образом: Доллар - 11 963,23 сум (+50,85); Евро - 13 970,66 сум
Сегодня, 13:35 2