В Сырдарьинской области близятся к завершению работы по возведению новой тепловой электростанции «Сырдарья-2», проектная мощность которой составляет 1,6 тысячи мегаватт. Ожидается, что после полного ввода объекта в эксплуатацию, намеченного на июнь следующего года, станция сможет удовлетворить до 17% от общего объема потребности республики в электроэнергии.
Реализация этого крупномасштабного проекта в Баяутском районе осуществляется китайской подрядной организацией при участии международного консорциума, в который вошли партнеры из Катара, Японии и Франции. На строительной площадке в настоящее время задействовано около двух тысяч инженеров и рабочих. По информации, предоставленной подрядчиком, на сегодняшний день выполнено свыше 80% от общего объема строительно-монтажных работ.
Планируется, что годовая выработка электроэнергии на «Сырдарье-2» достигнет показателя в 10 миллиардов киловатт-часов. Применение современных парогазовых технологий позволит не только добиться высокой эффективности, но и значительно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. Кроме того, запуск новой ТЭС даст возможность экономить до двух миллиардов кубометров природного газа ежегодно.
Этот проект является частью более широкой программы по модернизации энергетической инфраструктуры региона. Ранее в городе Ширин, при финансовой поддержке Саудовской Аравии, были успешно введены в строй новые энергоблоки на существующей Сырдарьинской ТЭС. Это позволило увеличить ее мощность на 15%, доведя суммарный показатель до 1,5 тысячи мегаватт.
В настоящее время тепловые электростанции продолжают играть доминирующую роль в энергетическом секторе Узбекистана, обеспечивая около 90% всей производимой в стране электроэнергии. При этом примерно треть этого объема приходится на долю Сырдарьинской ТЭС, что подчеркивает стратегическую важность данного региона для энергетической безопасности республики.
Коэффициент полезного действия (КПД) современных парогазовых установок, подобных тем, что устанавливаются на ТЭС «Сырдарья-2», может превышать 60%. Это почти вдвое выше, чем у традиционных паросиловых установок, что и обеспечивает существенную экономию топлива.