На портале обсуждения проектов нормативных правовых актов опубликован проект документа "О мерах по организации системы обучения и повышения квалификации участников внешнеэкономической деятельности, специалистов по таможенному оформлению и иных лиц, участвующих в таможенных операциях".
С 11 августа по 26 августа текущего года на Портале обсуждения проектов нормативных правовых актов Республики Узбекистан проходит обсуждение проекта нормативно-правового акта, опубликованного со стороны Министерства Экономики и финансов. В проекте предлагается ужесточить меры контроля над деятельностью некоторых участников внешнеэкономической деятельности, в виде их обязательного обучения и осуществления своей деятельность только после получения соответствующего сертификата.
Документ, вынесенный на общественное обсуждение с 11 по 26 августа, вызвал широкий резонанс среди участников внешнеэкономической деятельности. Эксперты Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана (АТБ) внимательно изучили проект и дали свои эксклюзивные комментарии для нашей редакции, указав на ряд спорных моментов, которые могут затруднить работу бизнеса.
В частности, эксперты АТБ предлагают пересмотреть пункт 2 проекта постановления, где обозначен срок действия сертификата специалиста по таможенному оформлению - 2 года. До 2018 года сертификаты предоставлялись сроком на 5 лет. Принятие подобного пункта позволяет допустить ужесточение условий для бизнеса и специалистов по таможенному оформлению, делая их хуже, чем до отмены сертификатов.
Ещё одним немаловажным моментом является попытка ограничить права участников внешнеэкономической деятельности, которым предлагается получать специальные профессиональные сертификаты только лишь для работы в электронных системах таможенных органов, таких как "E-Contract", "Единое окно" и других, не связанных с заявлением таможенной декларации. Эти требования имеются в 3 пункте проекта. Пользование данными системами интуитивно понятно и введение специальной сертификации для их использования является, по сути, абсурдом. Эксперты АТБ провели аналогию данного требования с введением специального сертификата на использование компьютеров или смартфонов. Наличие таких требований заставит опытных бухгалтеров и менеджеров ВЭД обращаться за платными услугами к лицам, которых хотят наделить правом работать с данными системами, когда они и сейчас с лёгкостью справляются со своими задачами, входящими в их компетенцию.
Отмечается, что появление сертификата специалиста общего профиля по таможенному делу, который также предусмотрен проектом документа, является ещё одним непонятным пунктом, так как действующая программа обучения предусматривает обучение специалиста по таможенному оформлению, как специалиста общего профиля по таможенному делу. Из этого следует, что это обозначение также необходимо исключить из проекта нормативно правового акта. Кроме того необходимо исключить понятие "традиционное обучение". Граждане должны иметь право самостоятельно выбирать форму обучения, в том числе очное или дистанционное.
Проектом также предусматривается утверждение правил ведения деятельности по обучению специалистов по таможенному оформлению, а также специалистов по курьерским и почтовым отправлениям. Однако такие требования не может устанавливать Таможенный комитет, так как не является уполномоченным органом в области лицензирования предоставления образовательных услуг.
Необходимость создания единой электронной системы всех лицензированных учебных центров, через которую они будут принимать граждан на обучение, также может стать вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов. У серьёзных организаций, в том числе у Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана, имеется своя система подачи заявок на обучение, их обработки и возможность принятия договора-оферты.
Ещё одним спорным вопросом является прекращение действия сертификатов специалистов при привлечении их к уголовной ответственности по статьям "Нарушение таможенного законодательства", "Уклонение от уплаты налогов или сборов" и "Контрабанда" Уголовного Кодекса Республики Узбекистан. В НПА не уточняют, возможно ли получение сертификатов осужденным по данным статьям лицам. Фактически ограничивать деятельность в той или иной сфере имеет право исключительно органы суда, устанавливая вместе с приговором временный запрет на осуществление деятельности. Стоит подчеркнуть, что в Узбекистане создают все условия для обеспечения занятостью и социальной реабилитации ранее судимых лиц, чтобы предотвратить рецидив совершения преступлений. Однако, если они не смогут в дальнейшем ещё раз получить сертификат специалиста по таможенному оформлению - это будет противоречить принятым нормам, направленным на предупреждение повторных совершений преступлений.
В Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана подчеркнули, что Таможенный комитет Республики Узбекистан является их основным и надёжным партнёром, который всегда принимает во внимание их замечания. Уверены, что механизм данного партнёрства будет и дальше работать слаженно для улучшения условий ведения внешнеэкономической деятельности