Узбекистан и Туркменистан формализовали намерения о расширении взаимодействия в стратегически важной отрасли судостроения. Это решение стало одним из ключевых итогов трехсторонней встречи глав Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана, состоявшейся в туристической зоне «Аваза». По результатам переговоров на высоком уровне был заключен ряд многосторонних и двусторонних соглашений, направленных на укрепление экономических связей в Центральной Азии.
Как сообщили в пресс-службе президента Узбекистана, саммит завершился подписанием меморандумов о взаимопонимании в таких областях, как транспорт и логистика, гражданская авиация и судостроение. По информации азербайджанского информационного агентства Trend, подписи под документом о сотрудничестве в судостроительной сфере поставили заместитель председателя Кабинета министров Туркменистана Мемметкан Чакыев и министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов.
Помимо этого, был подписан протокол, определяющий векторы развития сотрудничества в гражданской авиации. Свои подписи под ним поставили Илхом Махкамов и председатель государственной службы «Туркменховаёллары» Довран Сабуров. Еще одним важным шагом стало соглашение о межбиржевом сотрудничестве, заключенное между председателем Государственной товарно-сырьевой биржи Туркменистана Батыром Волсахатовым и министром инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан Лазизом Кудратовым.
Трехсторонний формат встречи также принес свои плоды: транспортные ведомства Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана подписали совместный меморандум о взаимопонимании, который закладывает основу для углубления кооперации в транспортно-логистической сфере. Это соглашение является логическим продолжением ранее достигнутых договоренностей и общих стратегических интересов стран в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Следует отметить, что Ташкент последовательно диверсифицирует свои транспортные и логистические маршруты. Так, в августе 2023 года обсуждалась возможность создания совместной с Азербайджаном логистической компании, а также строительство складских терминалов в порту Баку и портах третьих стран. Более того, как сообщало издание Trend, осенью прошлого года стороны изучали перспективы запуска совместного производства паромов, оценивая объем необходимых инвестиций в 150 миллионов долларов. Уже 2 июля текущего года транспортные ведомства Узбекистана и Азербайджана подписали протокол о сотрудничестве, охватывающий сферы судоходства и судостроения.
По словам министра транспорта Илхома Махкамова, узбекские предприниматели в партнерстве с турецкими компаниями изучают возможность оперирования собственными паромами на Каспии. Такая необходимость продиктована увеличением объемов грузоперевозок, что приводит к длительному ожиданию доступных судов и, как следствие, к задержкам в доставке грузов.
Каспийское море является крупнейшим в мире замкнутым водоемом, и его правовой статус был окончательно определен только в 2018 году после более чем 20-летних переговоров между пятью прибрежными государствами: Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря открыла новые возможности для реализации крупных транспортных и энергетических проектов.