На трехсторонней встрече лидеров Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана, состоявшейся в туристической зоне «Аваза», были заложены основы для кардинального переформатирования транспортных потоков в регионе. Ключевым итогом переговоров стала инициатива Узбекистана по созданию собственных паромных мощностей в акватории Каспийского моря, что является стратегическим шагом для страны, не имеющей прямого выхода к мировому океану.
В ходе переговоров, в которых приняли участие президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, азербайджанский лидер Ильхам Алиев и председатель Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, основной акцент был сделан на раскрытии транзитного потенциала трех государств. Узбекская сторона представила концепцию, согласно которой сопряжение существующих и перспективных транспортных коридоров позволит сформировать единый и бесперебойный маршрут, связывающий промышленные центры Китая и Южной Азии с рынками Ближнего Востока и Европы.
Среди проектов, которые, по мнению официального Ташкента, станут опорой этой новой архитектуры, были названы железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и Трансафганский коридор. Кроме того, была выражена поддержка развитию Срединного маршрута, пролегающего через Каспий, и Зангезурского коридора, идущего вдоль границы Армении и Ирана.
Для практической реализации этих масштабных планов президент Мирзиёев вынес на рассмотрение партнеров пакет конкретных мер, требующих проработки на экспертном уровне. Речь идет о создании современной логистической инфраструктуры, в первую очередь за счет модернизации и расширения портов Баку и Туркменбаши, а также о проведении согласованной и гибкой тарифной политики. Важным элементом становится цифровизация транспортных процедур для ускорения прохождения грузов. В качестве демонстрации серьезности своих намерений Узбекистан заявил о готовности в одностороннем порядке снизить тарифы на грузоперевозки на взаимной основе, что должно стать стимулом для партнеров. На фоне этого заявления анонсированный интерес к созданию национального паромного флота выглядит логичным шагом по обеспечению независимости и стабильности логистических цепочек.
Помимо транспорта, стороны обсудили вопросы энергетической безопасности. Была подчеркнута важность формирования коридоров для поставки энергоресурсов на рынки третьих стран. Отдельно затрагивались перспективы амбициозного проекта по экспорту «зеленой» электроэнергии в европейском направлении. Также предложено рассмотреть возможность совместных геологоразведочных работ и последующей добычи углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря.
Не осталась без внимания и сфера торгово-экономических отношений. За последние годы взаимный товарооборот Узбекистана с Азербайджаном и Туркменистаном показал двукратный рост, при этом доля промышленных товаров в его структуре достигла 40%. Для закрепления и приумножения этих результатов узбекский лидер инициировал разработку комплексного плана действий, который будет включать создание устойчивых торгово-логистических цепочек, открытие оптово-распределительных центров для упрощения доступа товаров на рынки, а также унификацию фитосанитарных норм и внедрение цифровой маркировки продукции.
На протяжении почти трех десятилетий после распада СССР правовой статус Каспийского моря оставался неопределенным, что серьезно затрудняло реализацию крупных энергетических и транспортных проектов. Только 12 августа 2018 года пять прикаспийских государств - Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан - подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, которая урегулировала спорные вопросы и открыла новые возможности для регионального сотрудничества.