К середине 2025 года государственный долг Узбекистана зафиксировался на отметке в 43,376 миллиарда долларов, что представляет собой значительное увеличение долговых обязательств республики. Согласно официальным данным, обнародованным Министерством экономики и финансов, по состоянию на 1 июля текущего года этот показатель вырос на 6,135 миллиарда долларов, или на 16,5%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Соотношение государственного долга к валовому внутреннему продукту страны также претерпело изменения, достигнув 34,2% против 32,4% годом ранее.
Структура долгового портфеля демонстрирует явное преобладание внешних заимствований, на долю которых приходится 36,41 миллиарда долларов. Внутренний долг, в свою очередь, составляет 6,96 миллиарда долларов. Анализ распределения привлеченных из-за рубежа средств показывает, что основной объем был направлен на решение первоочередных государственных задач.
Львиная доля заемных средств, а именно 47% от общего внешнего долга или 16,9 миллиарда долларов, была использована для прямой поддержки государственного бюджета. Значительные финансовые вливания получил и топливно-энергетический сектор, на развитие которого было выделено 16%, что эквивалентно 5,9 миллиардам долларов. Сектор сельского и водного хозяйства получил 9% от общего объема, или 3,1 миллиарда долларов. На модернизацию транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства было направлено по 8% (2,9 и 3 миллиарда долларов соответственно).
В пуле кредиторов Узбекистана лидирующие позиции занимают крупные международные финансовые институты. Ключевыми финансовыми донорами для Ташкента остаются Всемирный банк, предоставивший 7,8 миллиарда долларов, и Азиатский банк развития с объемом финансирования в 7,4 миллиарда долларов. Значительную роль играют и международные инвесторы, вложившие в суверенные еврооблигации Узбекистана 5,7 миллиарда долларов. Среди двусторонних кредиторов выделяются финансовые организации Китая и Японии, предоставившие 3,8 и 3,2 миллиарда долларов соответственно. В список основных партнеров также входят Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (1,7 млрд), финансовые структуры Франции (1,1 млрд), Исламский банк развития (935 млн) и другие.
Как ранее комментировал ситуацию министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров, увеличение долговой нагрузки является прямым следствием потребностей активно развивающейся экономики. Средства привлекаются для реализации масштабных проектов в области инфраструктуры, строительства дорог, улучшения систем питьевого водоснабжения и возведения жилья. Кроме того, часть заимствований направляется на обеспечение обороноспособности и безопасности государственных границ.
Планы на 2025 год предусматривают дальнейшее привлечение внешних заимствований в размере до 5,5 миллиарда долларов. Из этой суммы 3 миллиарда планируется направить на финансирование дефицита государственного бюджета, а оставшаяся часть будет распределена между различными инвестиционными проектами.
При этом важно отметить, что данные Министерства экономики и финансов отражают только государственный долг. По информации Центрального банка, совокупный внешний долг страны, включающий обязательства как государственного, так и корпоративного секторов, по итогам первого квартала 2025 года приблизился к отметке 68,4 миллиарда долларов.
Соотношение государственного долга к ВВП на уровне 34,2%, которое наблюдается в Узбекистане, считается умеренным по международным стандартам. Многие развитые страны имеют этот показатель значительно выше; например, в Японии он превышает 250%, а в США приближается к 130%.