На недавнем саммите в формате «ШОС плюс», состоявшемся 1 сентября, президент Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд стратегических инициатив, направленных на углубление экономической и транспортной интеграции на пространстве Шанхайской организации сотрудничества. Центральным элементом выступления стала перспектива соединения строящейся железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан с Трансафганским транспортным коридором.
Глава государства акцентировал внимание на необходимости создания единой и разветвленной транспортной сети, которая стала бы драйвером экономического роста для всех стран-участниц. «Жизненно важно создать эффективные транспортные маршруты, обеспечивающие надежное соединение с глобальными коридорами», – приводятся слова президента в сообщении его пресс-службы. Реализация проекта железнодорожной магистрали, связывающей Китай, Кыргызстан и Узбекистан, рассматривается в данном контексте как ключевой этап. Дальнейшее сопряжение этого маршрута с Трансафганским коридором откроет прямой выход на рынки Южной Азии и Ближнего Востока, формируя таким образом обширную транспортную артерию на евразийском континенте.
Помимо транспортной связности, Шавкат Мирзиёев призвал страны ШОС к решительным действиям по устранению существующих торговых барьеров и гармонизации технических стандартов, что должно стимулировать промышленную кооперацию и взаимные инвестиции. В качестве конкретного механизма для активизации деловых связей была озвучена идея ежегодного проведения инвестиционного форума «ШОС Инвест». Узбекистан выразил готовность принять первый такой форум на своей территории уже в 2026 году. Эта платформа, по замыслу, должна стать эффективной площадкой для прямого диалога между бизнес-кругами стран-участниц и привлечения заинтересованных партнеров.
Особое внимание в выступлении было уделено инновационному развитию. Президент отметил, что страны ШОС обладают колоссальным научно-техническим потенциалом, способным обеспечить технологический прорыв в таких передовых областях, как искусственный интеллект, анализ больших данных, робототехника, биоинженерия и альтернативная энергетика. Для практической реализации этого потенциала предложено создать Сеть инновационно-технологических хабов ШОС. Данная сеть призвана стать катализатором для генерации новых идей, обмена знаниями и трансфера передовых технологий между странами организации.
Эти инициативы, озвученные на саммите, свидетельствуют о стремлении Узбекистана играть активную роль в формировании новой архитектуры экономического сотрудничества в рамках ШОС, где транспортная взаимосвязанность и технологические инновации выступают ключевыми факторами долгосрочного устойчивого развития.
Проект строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан обсуждается уже более 20 лет. Его реализация не только сократит путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы почти на 900 километров, но и позволит создать десятки тысяч новых рабочих мест в регионе.