Кыргызстан начнет требовать деньги за воду: Какие последствия для Узбекистана?

Кыргызстан начнет требовать деньги за воду: Какие последствия для Узбекистана?
Бишкек готовится к кардинальным изменениям в управлении водными ресурсами, что может переформатировать экономические и политические отношения во всей Центральной Азии. С вступлением в силу нового Водного кодекса в 2026 году Кыргызстан намерен ввести плату за воду для всех потребителей, включая соседние страны, что ставит под вопрос десятилетиями существовавшую систему водно-энергетического обмена.

Ключевой темой предстоящего визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Бишкек станут именно вопросы совместного водопользования. Это неудивительно, ведь принятый 1 июля 2025 года и вступающий в силу с 1 января 2026 года новый Водный кодекс Кыргызстана превращает воду в товар, сопоставимый с нефтью и газом.

На протяжении десятилетий распределение водных ресурсов в Центральной Азии оставалось сложной и напряженной темой. Основанная еще в советское время система бартерного обмена «вода летом в обмен на электроэнергию зимой» начала давать сбои уже давно. Несмотря на принятое в 1998 году межправительственное соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и присоединившимся позже Таджикистаном, проблемы оставались нерешенными.

Новый Водный кодекс Кыргызстана, подписанный президентом Садыром Жапаровым, заменит более 15 устаревших нормативных актов. Главное нововведение — введение единой тарифной системы на использование воды для всех, за исключением случаев тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ранее полив сельхозугодий зачастую был бесплатным. Этот шаг, по мнению Бишкека, позволит повысить эффективность использования водных ресурсов и снизить финансовую нагрузку на государство.

Эксперты отмечают, что существующая система компенсаций была несовершенна: страны верховья, такие как Кыргызстан и Таджикистан, не получали адекватной компенсации за обеспечение стока рек. Кыргызстан, к примеру, использует лишь 20% от всего объема стоков, остальное поступает на территорию соседей.

Соседние страны, чьи промышленность и сельское хозяйство критически зависят от поставок воды из Кыргызстана, внимательно следят за развитием ситуации. Вопросы водных ресурсов уже стали центральной темой недавнего визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Бишкек 21–22 августа.

На фоне грядущих перемен, 7 сентября 2025 года Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали очередной протокол о регулировании водно-энергетического баланса в регионе, который будет действовать до 2026 года. Этот документ закрепляет обязательства сторон по обеспечению пусков воды из Токтогульского водохранилища в обмен на поставки электроэнергии из Казахстана и Узбекистана в Кыргызстан. Также были согласованы условия транзита электроэнергии из России в Кыргызстан через энергосистему Казахстана.

Министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов подчеркнул, что его страна выполняет свои обязательства и рассчитывает на аналогичный подход со стороны партнеров, назвав это основой стабильности энергосистем и водного обеспечения всего региона. Однако это соглашение является временной мерой, и кардинальные изменения ожидаются именно с 2026 года.

Эксперты сходятся во мнении, что вопрос распределения водных ресурсов является ключевым для успешной региональной интеграции. Еще в 90-е годы лидеры Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана обсуждали создание водно-энергетического консорциума, но договориться так и не удалось.

По мнению директора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игоря Шестакова, достижение консенсуса по вопросам водопользования станет основой для любого потенциального союза в Центральной Азии. «Вопрос воды – это вопрос мира и стабильности в регионе», – подчеркивает он.

Ситуация также имеет и внутриполитическое измерение для Кыргызстана, где на пороге парламентских и президентских выборов избиратели будут оценивать, насколько выгодно страна реализует свои водные ресурсы.

Решение Кыргызстана монетизировать свои водные ресурсы открывает новую главу в отношениях стран Центральной Азии, где воде предстоит стать не только источником жизни, но и важным экономическим и политическим фактором. Предстоящие переговоры на высшем уровне в Бишкеке должны показать, смогут ли страны региона найти новый, взаимовыгодный баланс интересов.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Папа Карло
    17 сентября 2025 14:16
    Источник водных ресурсов это пик Коммунизм . Так что изучайте историю чем бредит .
  2. Зануда
    15 сентября 2025 16:13
    Мне вот интересно , п что если казахстан и Узбекистан договорятся чтобы киргизы оставили свою воду себе и не прописали ее к нам раз это из ресурс то пусть дножут по себе и если эта вода как то попадет на территорию наших стран пусть компенсируют , дождаться чтобы водный кризис стал для них реальной проблемой и тогда договариваться на своих условиях
  3. Сардобинское водохранилище
    14 сентября 2025 19:04
    Вообще неправильный смысл заголовка.
    Раньше при СССР была единая энергосистема, которой пользовались республики Средней Азии , то есть зимой, когда вода для полива не нужна ее накапливали в водохранилищах и осуществляли только небольшой сток для работы ГЭС, то есть электроэнергии зимой выработали немного. При этом зимой энергосистема в основном наполнилась за счет работы ТЭС, то есть за счет сжигания топлива.
    Весной и летом воды из водохранилищ выпускали больше для полива и при этом ГЭС вырабатывают больше электроэнергии, соответственно ТЭЦ сжигают меньше топлива и в системе столько же энергии. Вот так это работало на благо всех республик плюс был план расхода энергии всеми республиками за которым следили и не допускали перерасхода, а если была экономия, то поставляли туда товары в виде компенсации за сэкономленное топливо.
  4. Удача
    13 сентября 2025 17:56
    Халявщики дикокаменные,вот и показали свою гнилую сущность.Но Земля круглая,у них тоже найдется что прижать.
  5. Mr X
    13 сентября 2025 17:18
    Снова вода подорожает.
  6. Alex
    13 сентября 2025 10:16
    Река естестаенно течёт, вот пусть и дальше течет. Перекрыть воду -значит обрекать на гибель, так нужно понимать?
    PS нефть и газ никуда не течёт. Это огромные затраты, начиная от разведки, заканчивачя добычи, переработки и транспортировки.
    Всем мира!
    1. WEST
      15 сентября 2025 20:12
      Alex,
      Я не за них , но всё же обслуживание платины тоже не малые затраты . О её же ещё охранять надо , а также лаборатории и т.д . Кстати не у нас ли собираются ставить счётчики на вырытый колодец , где вода добывается исключительно за собственный счёт , а платить нужно почему-то водоканалу ? А нее это не то да ? Здесь другое ?
  7. Юзер
    13 сентября 2025 06:04
    Надо найти золотую середину, газ нефть вода это все Богом данные ресурсы
  8. Странница пю
    13 сентября 2025 04:32
    Пропуск воды из Токтогульского водохранилища идёт в обмен на подачу электроэнергии в Кыргызстан в зимнее время,когда его не хватает. Такой бартерный обмен.Поэтому не понятен посыл статьи
  9. Кыргызстан
    12 сентября 2025 14:33
    Ассаламу алейкум всем, вода уже давно товар. То в чистом, то в энергетической форме. Это факт. Это могут подтвердить энергетики Узбекистана и Казахстана. В летнее время когда вода нужен для полива, Кыргызстан спускал воду в холостую во вред себе. Несмотря на то что могли спустить зимой, когда потребление ээ зашкаливает. Цена за воду будут оценивать по упущенным выгодам ээ Кыргызстана. По меркам экономики Узбекистана и Казахстана это сущий пустяк. Так что, не подавайтесь провокациям.
    1. Асхат
      13 сентября 2025 01:55
      Кыргызстан,
      Киргизы конечно хитрые , столько лет получали миллионы долларов от Казахстана за содержание и модернизацию водохранилища, теперь хотят ещё продавать. Интересно будет если Узбекистан и Казахстан просто откажутся от воды на пол года -год , куда этот поток воды денет Киргизия ?! У них нет возможности строить водохранилища, а те деньги которые Казахстан столько лет платил за содержание имеющего водохранилища они давно уже разворовали. А если даже как то попытаются остановить воду все равно они ее не удержат , в итоге затопят себя , Узбекистан и Казахстан, потом ещё компенсации будут выплачивать.
    2. WEST
      13 сентября 2025 13:36
      Асхат,
      До Казахстана вода вообще доходит?
    3. WEST
      15 сентября 2025 20:14
      WEST,
      Скорее нет чем да , даже если что до них дойдет то это уже будет кислотное озеро .
    4. Хорезмиецъ
      16 сентября 2025 14:03
      WEST,
      Не просто доходит до Казахстана, а даже наполняет Аральское Море с северной/казахстанской стороны. После рационализации использования воды из Сырдарьи, и строительства дамбы на Арале, казахстанская часть Аральского моря стала наполняться.
  10. Виктор
    12 сентября 2025 13:29
    Пусть закроют, куда поместить такой объем воды?
  11. Андр
    12 сентября 2025 13:04
    Даже Бог велел делится! Все ресурсы мира принадлежат людям.
    А вы непонятно зачем делете то что и так вам принадлежит
    1. Бека
      12 сентября 2025 15:35
      Андр, давай те тогда газ тоже же ресурс который преднадлежат людям , мы просто прикроем расходу на разработку и газ по низкий цене будем получать ....
  12. думающий
    12 сентября 2025 12:05
    А вы-великий Туран, великий Туран! Создадим, объединимся....эх
  13. Гость
    12 сентября 2025 11:43
    Израиль опресняет морскую воду и поставляет ее в Иорданию которая не имеет собственных источников воды..Обеспечивает 40 процентов.Так же в Газу поставляла.Совершенно бесплатно.Это вам не мусульмане кыргызы,которые за природную воду дерут со своих соседей мусульман тюркоязычных.
    1. Чип и Дейл
      12 сентября 2025 20:35
      Гость,
      Киргизтан они тоже Независимые ! Хотят воду продают , хотят за даром раздают это их право. Сейчас нет неновистного вам СССР где всё и всем было бесплатно , поэтому ,,плати лети,, за даром никто ничего не даст.
      Сбрасывая воду вам для полива , и не удерживая и не накапливая воду в водохранилищах они теряют млн.кВт эл.энергии которую могут выробатывать каскады гидроэлектростанций если удерживать и накапливать большие объёмы воды. Кто им будет упущеную выгоду компенсировать дядя Вася ? Нет ! Тот кому нужна вода для полива ! То есть вы .
    2. Байгазы
      12 сентября 2025 21:47
      Оо, тоесть нам нужно покупать ваши природные ресурсы, тот же уголь, нефть и т.д, а наши природные ресурсы в ввиде воды, которая тоже причем считается ресурсом страны нельзя все таки продавать? Это лицемерие, тогда давайте нам свою нефть, уголь и другие ресурсы бесплатно, а мы вам воду бесплатно.
    3. Странница
      13 сентября 2025 04:21
      Байгазы,наши природные ресурсы ,например нефть надо найти ,добыть бурением скважин на плавучих платформах, доставить по трубопроводам.Уголь тоже добывается с большим трудом и средствами,а вашу воду вы просто крантик открываете,не потратив тех колоссальный денег ,которые тратятся на добычу полезных ископаемых
    4. Мусульманин
      12 сентября 2025 23:32
      Гость,
      Ты кто такоц чтобы решать кто мусульманин кто нет? Твои соотечественники бесплатно чтоли поставят природный газ соседям мусульманам? А Кыргызстан всегда обеспечивал водой своих соседей бесплатно в свой вред
    5. Валентина
      13 сентября 2025 01:50
      Мусульманин,
      В какой вред?
    6. Урюк
      13 сентября 2025 06:21
      Мусульманин,
      Ты чего такой злой,как собака?????
  14. Alex
    12 сентября 2025 10:22
    Намерены лишить воды целое государство? На геноцид не похоже? Бред это всё. Думаю, речь идёт об отказе сбрасывать воду зимой, в обмен на электроэнергию с возратом её в летний период.
    1. Гость
      12 сентября 2025 11:36
      Alex,
      Нет. Кыргызы требуют плату именно за воду,которое течет по реке .
  15. Шавкат
    12 сентября 2025 09:28
    Уважаемые не в вашей компетенции решать этот вопрос . Есть компетентные органы государств решающий этот вопрос.Есть пословица,,Подадан олдин чанг чикарма"Время покажет .Будем надеяться что все уладиться .
    1. Дилшодбек Андижанский
      13 сентября 2025 10:20
      Шавкат,
      Уважаемый, мнение народа тоже надо прислушиваться,Эти компетентные органы государства тоже человеки,они тоже склонны допустить ошибки.Я за чтобы Мир был в нашем ЦА регионе.
  16. Таксист
    12 сентября 2025 08:44
    Да большое количество людей кто был и работал в РФ .Понимает что в мире есть международное право и Что этого придерживаются другие страны.Но кто не выезжал из страны не знают и думают что все основывается на силе и деньгах.Они этого не могут понять потому что привыкли видеть только силу денег и право сильного.Но нет остановитесь поверьте что в МИРЕ есть институт ПРАВА и обязанности и договоренности.Вы которые рассуждает как обычные люди вас можно понять.Но МИР так не устроен.Тогда были бы всегда войны.Но сейчас не 18 век.давно Право и договоренности в силе.
    Я НЕ ЗНАЮ КАК ВЫ РАССУЖДАЕТЕ ТАК ЛЕГКО КОГДА ИДЕТ ТЕМА НА ГРАНЕ.Вы думаете Вас это не коснется ??
  17. Ssida
    12 сентября 2025 08:00
    Все от Всевышнего ,вода которая к нам идёт вы не бурили или не перерабатывали,это вода от Всевышнего ,идёт с ледников горных систем
  18. Наиля
    12 сентября 2025 07:28
    В Таджикистане есть Сарезское озеро, которое может обеспечить всю СА и Афган и. Арал водой и электричеством
    Некоторые умники скажут, что учёные не могут...
    В Китае проводят воду с юга на безводный север через " Крышу мира", орошают пустыни.
    1. ALEX
      13 сентября 2025 01:14
      Наиля,
      объем Сареза 19 кубических километров. Узбекистан в Амударье получает 25 в год. Так что Сареза на один год хватит и не более.
  19. Активистка Аделя
    12 сентября 2025 03:38
    👩‍🚒🌩️🇺🇿🦢Это сто удумали, братцы... Это водохранилище от реки Нарын, которая начинается от хребтов Тянь-Шаня, тянется и входит в Узбекистан, формирует Сырдарью. И расположена Нарын - Сырдарьинская ГЭС , о какой монополии может идти речь.Какая ещё плата. Тогда и мы, может этого требовать. Не сходите с ума, соседи. Ещё разборок нам не хватало. Претендовать на реку которая протекает на стыке трёх стран Азии, это всё равно, что заявлять Антарктида принадлежит одной стране. Совершенно неразумный шаг. Отчаянный, можно сказать. Нельзя жертвовать и рисковать отношениями с соседями. Нужно разумно договариваться, наверху, наверное сами понимают. Но чем-то нехорошим это попахивает. Авантюрой какой-то... Плагиаторам, как всегда , остаться без утреннего кофе . 🚛 Adele Activiste eternelle.
    1. Мурат
      12 сентября 2025 19:55
      Активистка Аделя
      Этот вопрос немного глубже чем просто перекрыть реку. С 90- х годов есть договорённости по совместному содержанию водохранилищ, которые собирают воду и потом раздают воду в сезон полива. Это укрепление берегов, очистка от ила для того чтобы объёмы не уменьшились. Но не все хотят за это платить. А так это все происходит на территории Кырг.Республики то расходы несёт КР. Вдобавок для удержания роста таяния ледников нужно поддерживать объем лесов и растительности. А это тысячи деревьев нужно высаживать и ухаживать. Соседи не заинтересованы. А воду все требуют и считают общей.
      Также политики - популисты пользуются этой темой для хайпа. Не объясняя всю глубину проблемы.
  20. Статистика
    12 сентября 2025 02:29
    Крупнейший приток Чарвака - Чаткал. цены на апартаменты в Sea breeze непредвиденно подорожают:
  21. Ali
    12 сентября 2025 00:58
    Либо вода либо война.
  22. Жириновский
    11 сентября 2025 22:24
    Платить узбекскими сумами, присединив к Узбекистану Киргизстан
  23. Урматбек
    11 сентября 2025 20:12
    Я как то 1995 приежал в Кыргызстан, ехали в такси слышу по радио говорить чиновник Кыргызстана ,что из Папанского водохранилище передали в Узбекистан десятки миллионов кубов метров воды ,я спросил у таксиста сколько получает Кыргызстан за столько воды ,он говорить ничего.Красота сколько народу трудятся ,какой интерес я подумал .Я за новый кодекс воды.За все надо платить,да здравствует Садыр Жапаров и его команда .Это моя мечта,сбывается .Вода тоже товар как газ,нефть,имеет цену свою.Почему Казахстан и Узбекистан также бесплатно не обеспечивают нефтью и газом Кыргызстан, как бартер,даш на даш.....
    1. Удача
      12 сентября 2025 03:52
      Урматбек,
      Чтобы получить нефть и газ их надо добыть ,переработать,а не тупо сидеть в начале арыка и требовать денег.
    2. Марат
      12 сентября 2025 14:15
      С радостью будете платить
    3. Чип и Дейл
      12 сентября 2025 20:54
      Марат,
      Куда денутся ?
    4. Мурзали
      12 сентября 2025 15:03
      Удача,
      Тогда по чему Кыргызстан должен накапливать воду зимой и летом отпускать воду для полива соседей?
    5. Мурат
      12 сентября 2025 20:01
      Удача,
      Вы наверное никогда не видели ГЭС, загуглите сколько стоит содержать огромную ГЭС, а их несколько
      А если этого не делать, летом воды ни у кого не будет. А расходы должен нести только тот " кто в начале арыка"... у монеты две стороны.
    6. Баха
      12 сентября 2025 11:28
      Урматбек,
      Кыргызстан не резиновый. Куда денут излишки воды???!!! Ну построят десяток водохранилищ а потом??? Если Узбекистан потребует деньги за выброс воды на свою территорию,,,
    7. Чип и Дейл
      12 сентября 2025 20:56
      Баха,
      Долго ждать придется.
    8. WEST
      13 сентября 2025 13:50
      Баха,
      Почему так думаете , как говориться на рынке - если не Вы купите купит другой , есть спрос будет и предложение не переживайте .
  24. Жас
    11 сентября 2025 19:12
    Казахстану и Узбекистану нужно просто границы нахер закрыть. Пусть через Китай идут в России. Через 30 дней экономика пойдёт к чертям. У Кыргызстана не такая сильная экономика. Он слишком зависим от их инфраструктуры соседей
    1. Урматбек
      11 сентября 2025 19:56
      Если воду совсем закрыть т.е.напольнять ГЭСы один сезон ....
    2. Мурзали
      12 сентября 2025 15:04
      Жас,
      Если закроют воду то вам и 15дней хватит чтобы у вас всё высохло тогда посмотрим у кого экономика рухнет
  25. Еее
    11 сентября 2025 19:10
    Ужасное тёмное будущее нарисовывается из-за водных ресурсов по Средней Азии...так и до убийства дойдёт из-за стакана пресной воды
  26. ТОЧНО
    11 сентября 2025 17:49
    Но даже намерения Киргизии начать брать плату за воду не остановит наших алчных чиновников от застройки Чарвака. Не понимают, что без воды - и ни туды, и ни сюды. И завтра если, не дай бог, начнутся реальные проблемы с водой, все эти виллы, многоэтажные пентхаусы и прочая лабуда будет на фиг никому не нужна. Как и бумажки, называемые деньгами...
  27. Джоник
    11 сентября 2025 17:18
    Да пусть закроет водоканал Кыргызстан, но при одной условие если затопит земля узбекистана то они должны платить ущерб, только так!
  28. Рустам
    11 сентября 2025 17:12
    Узбекистан Казахстан Туркменистон есть нефть ⛽ есть газ
    Они продаёт поднимает экономику уровень жизни людей станут лучше.
    Киргизистан Таджикистане есть вода но они не имеют права воду продавать 60 70 % должни отпускать.
    Я думаю Киргизии имеют право распределять своих ресурсов по своему усмотрение.
  29. Андрей Ака
    11 сентября 2025 14:46
    Когда уже начали убивать за воду - разве это не глупость на питьевом запасе воды строить туродых .Чарвак снабжает водой всю Ташобласть .А про канализацию что Вам втирали в уши - как она через горы и поверх плотины потянет сточные воды.ведь строй объект возле воды против законов физики вверх ?
  30. Лена
    11 сентября 2025 12:33
    Пусть Чарвак оставят в покое
    1. Ахрорбек
      12 сентября 2025 05:17
      Лена,
      Не оставят. Деньги превыше всего
  31. Инжинер
    11 сентября 2025 12:00
    Киргизы видят что Узбекистан повышает постоянно цену за воду и делают выводы.Они пользуются моментом.Там тоже сидят чиновники не хуже наших.Пресная вода в будущем будет приносить огромные деньги.От этого будет страдать только народ
  32. Имрон
    11 сентября 2025 07:52
    Вода ничья, она текла тысячилетиями и кыргызы его не создавали.
    1. Имрон есть ципсошник чубатый
      11 сентября 2025 16:53
      Имрон, и камень и песок в реке Чирчик узбеки не создавали но почему то все не могут пользоваться, себе брать бесплатно)
    2. Активистка Аделя
      12 сентября 2025 03:47
      Имрон есть ципсошник чубатый,
      👩‍🚒🌩️🇺🇿🦢 Река Чирчик находится исключительно на территории Узбекистана и принадлежит нашей стране. А река Нарын протекает не только в Киргизии, поэтому это разные вопросы. Сначала изучите тему, географию и полную систему в природе, для начала, потом глупости не будете писать... 🚛Adele Activiste eternelle.
    3. Имрон это ципсошник чубатый
      13 сентября 2025 10:50
      Активистка Аделя,
      Ту Пой клон. Суть вопроса в том что кому то из поймы реки Чирчик можно добывать ресурсы и продавать за деньги, а кому то нельзя, хотя это как бы народное достояние. А Киргизии получается нельзя получать деньги за то что у нее находится??)
      Надеюсь доперло до тебя о чем я 😂
    4. Как Есть
      11 сентября 2025 16:57
      Имрон,
      Это же твои братья мусульмане вот ты это им и скажи
    5. Статистика
      12 сентября 2025 02:24
      Как Есть,
      Он сам не знает что думает!
    6. Кухрамон
      11 сентября 2025 18:34
      Имрон,
      Вы, знайте природный газ тоже нечей, но продаются
    7. Талгат
      12 сентября 2025 00:23
      Имрон,а газ создают узбеки?
    8. Чип и Дейл
      12 сентября 2025 21:03
      Талгат,
      Если нухот употреблять.
    9. Байгазы
      12 сентября 2025 21:52
      Имрон,
      Нефть ничья, она формировались миллионы лет, так что давайте его нам бесплатно
    10. Узбек
      14 сентября 2025 09:49
      Байгазы, берите,если сможете,она же не течёт как вода.
    11. Мусульманин
      12 сентября 2025 23:50
      Имрон,
      А природный газ создавал ты да "уважаемый создатель"?
  33. KAHRAMON
    11 сентября 2025 04:16
    В РОССИИ два раза в году огромные паводки, наносят на сотни миллионов убытки на Урале , Сибири. Покупать Казахстану и Узбекистану излишки воды.
    По примеру Ливийского государства построить трубопровод с РОССИИ (Сибири, Урала )через Казахстан в Узбекистан.
    Не надо будет воевать за воду и уничтожать друг друга.
    Всем будет отлично в будущем.
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 12:19
      KAHRAMON,
      Нет уж. Все осуждают Россию, обзывают а как помощь нужна, так Россия помоги! Обойдётесь. Хватит России неблагодарной украины. А уж средняя Азия так вообще даже не сосед.
    2. Узбек
      11 сентября 2025 18:24
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Правильно .я узбек и тоже ни хочу от русских ничего...только виза...
    3. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 21:10
      Узбек,
      Визу российскую с такими взглядами вообще не получите. Россия сейчас всех жёстко проверяет и правильно делает.
    4. Никки
      12 сентября 2025 10:07
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Вот пусть введут визовый режим, в чем проблема!?
    5. Гость
      12 сентября 2025 04:31
      Узбек, а чем наша виза не угадила?
    6. Сухов
      14 сентября 2025 08:11
      Узбек,
      Тебе не визу дадут а чтото длинное и толстое.
    7. Эдик
      11 сентября 2025 20:23
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Да не переживай от России никто не хочет просит помош и не дай бог , все уже поняли наьдо от России по дальше ходить
    8. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 21:10
      Эдик,
      Вот и ходи подальше. Россия без тебя переживёт.
    9. Любовь
      12 сентября 2025 14:51
      Эдик,
      Вот и ходи полальше
    10. Сухов
      14 сентября 2025 08:15
      Эдик,
      Тебе пердоган даст по башке ток попроси.
    11. Житель столицы
      12 сентября 2025 19:40
      Россия всем помогает?Чем?Тем что убивает людей на протяжении 45 лет,утопитесь вы этой своей водой,это сейчас вы клянчить,то яйца то картошку,вы же нация бездельников, живёте только за счёт нефти и газа,а сами ничего не создаёте,только рушите.
    12. Имрон есть ципсошник чубатый
      11 сентября 2025 16:57
      KAHRAMON,
      Что то ты не спешил помогать Ливийскому государству и лидеру когда бородатые уничтожали и Каддавффи и Ливию и теперь вот на чужой каравай рот открыл, опыт их перенимать собрался)
      Ты что ли на свои деньги будешь это всё строить или опять эээ брат помоги, инвестиции давай а потом иди нак ер.
      Сколько умников вокруг России со своими идеями и советами😂
    13. Как Есть
      11 сентября 2025 16:58
      KAHRAMON,
      Не Россия не будет ничего строить и воду перенаправлять тоже
    14. Андрей
      12 сентября 2025 08:02
      KAHRAMON,
      Трубопровод-водовод из Сибири в ЦА грандиозное гидротехническое сооружение стоимостью сотни миллиардов долларов. Нужны тысячи километров труб большого диаметра, сверхмощные насосные станции, электростанции для энергоснабжения? Кто платить будет? РФ это мегапроект не нужен. У Казахстана и Узбекистана есть такие финансовые возможности? И потом эта вода с учетом энергозатрат будет дорогая. В отличие от кыргызов, которые просто будут пытаться выкручивать руки, пользуясь своим географическим положением и наличием водных ресурсов для производства которых они и копейки не тратят.
    15. Владимир
      12 сентября 2025 17:08
      Андрей,
      Как ни думай, а вода будет стоить дороже нефти и газа, и Кыргызстан начинает понемногу всех соседей к этому приучать.
    16. Мусульманин
      12 сентября 2025 23:59
      KAHRAMON,
      Почему то у России готовы ПОКУПАТЬ, а соседям жалко да платить за их гигантский труд и вред, упеущенных выгод, при том сто лет брали бесплатно. А природный газ продаете по мировым ценам в долларах. Где справедливость?
  34. Ich bin eine reiche Frau Удача
    11 сентября 2025 03:12
    Ну вот и началась борьба за водные ресурсы Узбекистана и других соседних стран. А ещё некоторые Россию осуждают.
    1. Инкогнито
      11 сентября 2025 22:20
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Как же ты рада.А чего это ты уехала в Швейцарию?Надо любить Родину не только на словах.Надо жить на родине и работать на благо Родины, а не только трепаться языком.
  35. Как Есть
    11 сентября 2025 03:05
    Вода водой а кто дал право земли Узбекистана разбазаривать ,почему киргизам земли Узбекистана отдал
  36. Топор
    11 сентября 2025 00:31
    Чему удивляться уже воздух продают в виде пузырьков в газировке .Шакалы одним словом .
    1. Никки
      12 сентября 2025 10:10
      Топор,
      А раньше не продавали?Не помнишь будку "Газ вода"?
    2. Чип и Дейл
      12 сентября 2025 21:12
      Никки,
      Пузырьки в газировке это не воздух ! Это углекислый газ ! А ну да , тебе физика и химия в школе не довали.
  37. 1945
    11 сентября 2025 00:11
    Разве можно единолично принимать решения по воде, которое затрагивает все государства водного бассейна?
    Тогда надо предоставить Узбекистану безусловный доступ к водам Каспийского моря - ведь все понимают, что существующая граница "не до моря", это раньше была условно административная и доступ к морю был у всех желающих, как и к водам рек региона.
    1. Ферганская долина
      11 сентября 2025 08:09
      1945,
      Спонтанно разделлились.Решив,что каждое государство в силе себя обеспечить всем.Не думали об дальнейшей жизни.Вот отголоски и пришли.Было все единное и вода и выход к морю.Хуже всего,что спрос с народа,а народ в большинстве случаев не хотел этого согласно референдума.Вот сейчас такая же история с Чарваком.Не слушают народ.Только думают про свое одеяло.
  38. Союз братьев
    10 сентября 2025 23:27
    Узбекистан хорошо заработал на воде, превратил его в хлопок, хлопок продал за доллары, на доллары построил дэу заводы и многое другое, теперь очередь у Кыргызстана тоже заработать на этой же воде! Только вот об Арале мало кто позаботился!
  39. Читатель
    10 сентября 2025 23:18
    Утром деньги,вечером стулья.Вечером деньги,утром стулья.Не жизнь,а сплошное кино.В старых фильмах показывали водоносов с кувшинами,которые продавали воду.Теперь государства будут водой торговать.А ведь вода важнее нефти,газа
  40. Его пригласили на коррупцию
    10 сентября 2025 22:15
    Мы тоже должны требовать оплату за воду у Афганистана
    1. Трон
      11 сентября 2025 03:53
      Его пригласили на коррупцию,
      Ты хоть географию изучал, вода из Афганистана поступает в узбекистан. Неучь
    2. Тимур
      11 сентября 2025 10:50
      Трон,
      Он нихера не понимает но зато что-то сказал, но как Афганистан выставить счёт до него дойдет))
    3. Кар
      11 сентября 2025 10:56
      Трон,
      Ты сам не уч вода идет по границе
    4. Black Daniel
      11 сентября 2025 09:15
      Его пригласили на коррупцию,
      Требовать у тигра его кусок мяса из пасти ... Ну ты Герой! : (
    5. Тимур
      11 сентября 2025 10:49
      Его пригласили на коррупцию,
      С тобой все хорошо)))) скоро Афганистан будет брать деньги за воду как достроить свой канал
    6. Чип и Дейл
      12 сентября 2025 21:19
      Его пригласили на коррупцию,
      Рискни
  41. ВВП
    10 сентября 2025 22:10
    Если кыргызистан и тажикистан уже они между сабой перестрелки делали за воду дальше будет еше хуже
  42. Расулходжа
    10 сентября 2025 21:04
    Худо холаса рукавадители договорятся народы центральной азии врагам на зло будем жить дружно народы за здравый ход взаимопонимание и солидарность
    1. Сумрак
      11 сентября 2025 02:12
      Расулходжа,
      Не договорятся
    2. Ферганская долина
      11 сентября 2025 08:12
      Сумрак,
      Договорятся за деньги народа.К этому все и идет.
  43. Ulukbek837162
    10 сентября 2025 20:38
    Надо договариваться.а насчёт как они будут перекрывать воду.просто будут спуск воды в удобное для время..
  44. Марат
    10 сентября 2025 20:01
    Это очень даже логично, нефть , газ и тд является товаром а вода почему не может быть им.
  45. Как все
    10 сентября 2025 19:47
    Всё это предвидел и говорил с трибуны Каримов, что в будущем в ЦА регионе возможны межгосударственные конфликты за водные ресурсы вплоть до вооруженных.
    Киргизы и тогда манипулирования водой, то сбрасывая воду из водохранилишь, то прикрывая воду. вот и сейчас вопрос подняли через кодекс.
    Дружба дружбой, табачок врозь.
    1. Нооман
      11 сентября 2025 13:41
      Как все,Узбекистан нам т.е.Кыргызстану продаёт газ по мировой цене,а почему Кыргызстан должен идти на уступки?! Ничего подобного Жапаров правильно поступил сосед соседом но бизнес должен быть справедливо! Какой привет такой ответ! Как сами узбеки говорят, -"сиздан угина биздан бугина"!!!
    2. думающий
      12 сентября 2025 13:54
      Нооман,
      просто для добычи газа нужны вложения, завод, люди, технологии. А сидеть на берегу: открывать и закрывать заслонку много ума затрат не надо
  46. Турбаза МОЧАрвак
    10 сентября 2025 19:47
    Не сегодня так завтра, будет война между Государствами за воду - Это Аксиома !!
    1. Сумрак
      10 сентября 2025 19:57
      Турбаза МОЧАрвак,
      Назови какими,в ца и средней азии и всё
  47. Куз
    10 сентября 2025 19:42
    Ау, кто там про братский киргизский народ вопил? ))))
    1. Кайрат
      11 сентября 2025 12:26
      Куз,
      Причём тут это? Вода такой земляной ресурс, как и нефть газ и т.д. тогда почему вы не делитесь ими? Кыргызстан имеет полное право распоряжаться своими ресурсами как ему выгодно
    2. Асхат
      13 сентября 2025 02:01
      Кайрат,
      Протекающая по вашей территории река это не ваш ресурс, а общий
    3. думающий
      12 сентября 2025 13:55
      Куз,
      ага, великий Туран)
  48. Музаффар
    10 сентября 2025 19:40
    Просто не надо платить они не справятся такой огромной объёмом воды , будут вынуждены сами довать
    1. Дастан
      11 сентября 2025 19:30
      Музаффар, Построим ГЭС несколько штук потом не ведать тебе не капля воды.
    2. Zafarjon Valiev
      11 сентября 2025 23:11
      Дастан,
      На какие деньги Кыргызстан построит ГЭС.
    3. Нурлан
      12 сентября 2025 06:22
      Zafarjon Valiev,
      Пока мы наполним уже существующие ГЭСы минимум год пройдет. А к этому времени все у вас засохнет
    4. Никки
      12 сентября 2025 10:17
      Нурлан,
      Влажные мечты нурлана?🤣🤣🤣
    5. Удача
      12 сентября 2025 03:57
      Дастан,
      А электроэнергию как собираешься получать ?Надо воду спускать.А если это ваш товар,а мы не хотим этот ,,товар",вы у себя ее оставите?Холявщики..😁
  49. Jora
    10 сентября 2025 19:30
    Недеюсь, договорятся. А иначе никак нельзя.
    .
  50. Сиражидин
    10 сентября 2025 19:17
    Дорогие мои братья,соседи вы берёте газ его продаёте за деньги тоже Всевышний Аллах дал, а нам воду дал,так какие вопросы.Лет через э так 30-40 будет вода будет дороже золота.А вы че думали это жизнь, сейчас какая-то цена на воду будет а потом будет дорожать готовтест природа заставить платить.
    1. Сумрак
      11 сентября 2025 02:14
      Сиражидин,
      Ты сначала до завтра доживи
  51. Надиршах
    10 сентября 2025 19:13
    Вы что ? Разве так можно? Что правительство Кыргызстана шантажирует нас ?
    1. Дастан
      11 сентября 2025 19:32
      Надиршах,
      Плати деньги если хочешь пить воду. А что сделаешь если не дадим?
    2. Удача
      12 сентября 2025 04:00
      Дастан,
      Заберём.Что остаётся ещё делать..
    3. Никки
      12 сентября 2025 10:20
      Дастан,
      Ой мляяяяя, какие вы де..бы, обрадовались из за мелочной новости.На воду у нас деньги найдут, но какие последствия вас будет ожидать после этого, об этом подумайте.
    4. Узбек
      12 сентября 2025 15:14
      Никки,
      Правильно последствия будут оххо еще какие
    5. Асхат
      13 сентября 2025 02:03
      Дастан,
      Все перекроем , электричество, границы, газ, уголь.
  52. Зеленский
    10 сентября 2025 18:53
    Помню в начале лета Путин говорил, что без газа и нефти можно прожить, заменяя их альтернативными источниками, а вот без воды нет и вся экономика вертится вокруг воды это ГРЭС и агросектор как пример
  53. Гость
    10 сентября 2025 18:27
    Здесь братья - киргизы , там друзья - афганцы , вода у них в руках , плати и подставляй ведра.
    Ну а на нет и воды нет.
  54. Удача
    10 сентября 2025 18:11
    Наглеть не хорошо.Надо поставить их на место.Перекрыть логистику им,газ.Можно ещё придумать что нибудь.Но так оставлять нельзя.
    1. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 03:10
      Удача,
      Правильно, наглеть не хорошо ! Но ты нагло украло мой ник и ещё смеешь о наглости здесь писать.
    2. Удача
      11 сентября 2025 10:45
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Как же тебе не повезло....😁
    3. Удача
      11 сентября 2025 10:49
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Будешь хамить,и этот ник отберу.😁
    4. Нооман
      11 сентября 2025 13:53
      Удача,
      А что вы считаете кыргызы не наместе что-ли? Узбекистан Кыргызстану продаёт природный газ,Кыргызстан хочет им продавать природную воду что тут неправильно? Ещё наши по человечески поступает,Узбекистан нам в зиму перекрывает газ, а Кыргызстан в период поливной полностью отдаёт воду узбекскому хлопку! Это добродушие наших кыргызов! Сам страдай но соседей выручай!!! Вы тоже цените кыргызскую дружбу???
    5. Дастан
      11 сентября 2025 19:33
      Удача,
      Не в твоих силах. Так что сиди тихо.
    6. Нурлан
      12 сентября 2025 06:23
      Удача,
      Удачи
    7. Гость
      13 сентября 2025 17:54
      Нурлан,
      Она всегда с нами..😁
  55. Барибир
    10 сентября 2025 17:49
    Ну во первых, разве вода принадлежит кыргызам, а во вторых как они собираются перекрыть воду в случае казахстан и узбекистан откажутся платить, или в международный суд подадут за не уплату, может им еще за свежий воздух из алатауских гор платить?
    1. Ислам
      10 сентября 2025 18:53
      Барибир,
      Вода которая стекает с Кыргызских Гор на территории Кыргызстана пренадлижит Кыргызым! И вы будите за нее платить
    2. Удача
      11 сентября 2025 00:42
      Ислам,
      Хорошо.Но если хоть капля воды протечет без нашего согласия,Кыргызстан должн будет платить в кратно больше.Особенно в зимний период,когда у них гидростанции работают на полную мощь.
    3. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 12:21
      Удача,
      Ну вот и Россия всегда помогала украине, даже тянула на себе, а окраина укусила ту руку, которая её кормила. Теперь и ты почувствовать можешь неблагодарность соседа.
    4. Тимур
      11 сентября 2025 12:42
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Твоя росия ничего просто так не делает
    5. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 21:13
      Тимур,
      А уж ты тем более ничего задарма не делаешь.
    6. Нормальный чел
      12 сентября 2025 09:50
      Удача, всё по чесноку!👏 Газ и нефть добывают за миллиярди долларов вложений! а эти просто так за воду которая текла миллионы лет!
    7. Омон
      11 сентября 2025 11:07
      Ислам,
      А откуда вода берется в Кыргызстане? Правильно! Выпадает из облаков в виде осадков. А облака откуда прилетают? Отовсюду! Правильно!
    8. Тимур
      11 сентября 2025 12:41
      Ислам,
      Зачем ему объяснить видно что неуч
    9. ALEX
      13 сентября 2025 01:24
      Ислам,
      вода формирующаяся в горах Киргизстана от дождей с облаков, которые проходят над территорией Узбекистана. Может пришло время вам платить за проход облаков? А то ведь современные технологии позволяют облака выжать дождем еще до прихода к горам. Думаете только вы можете воду перекрыть? Узбекистан тоже может. Будет дороже конечно чем вам, но весьма эффективно.
    10. Бача
      10 сентября 2025 18:55
      Барибир,
      это делается очень просто строится плотина и все, а агро сектор Узбекистана в нужный момент не получит воды вот и прямые убытки фермерам, Афганистан пошел по тому же пути, потом за воду наши будут расчитываться электричеством
    11. Жас
      11 сентября 2025 19:19
      Бача,
      Закроют границы Казахстан и Узбекистан. Потом как в Россию пойдёте через Китай?
      Как из России ташить электро энергию, бензин и другие товары. Через Китай будет в три дорога или вообще не получится
    12. Как все
      10 сентября 2025 19:50
      Барибир,
      Ледники у них, значит и вода "ихняя"
    13. Имрон
      11 сентября 2025 05:03
      Как все,
      Они тоже должны платить за облака которые прошли из нашей территории.
    14. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 12:25
      Имрон,
      Не волнуйся, твои соседи скоро вам оплатят тумаками по полной. Только, битте щоен , Россию на помощь не зовите , русофобы. Сами как нибудь, сами битте щоен.
    15. Удача
      11 сентября 2025 19:46
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      Что лучше -Россия или Швейцария.?
    16. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 21:14
      Удача,
      Обе страны шикарные ,природные ресурсы, человеческие и цивилизация.
    17. Удача
      12 сентября 2025 06:39
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      А хотела бы переехать и жить в россии?
    18. Никки
      12 сентября 2025 10:25
      Ich bin eine reiche Frau Удача,
      🤣🤣🤣🤣🤣.Что это ты обрадовалась "швейцарка"из спального района Чиланзара?Во первых не будет никакой драки, во вторых, когда это мы просили помощи у России?И в конце концов, причем тут Россия?К стати, почему ты не в России?
    19. Тимур
      11 сентября 2025 12:44
      Имрон,
      А ты не пусти облако в их сторону))
    20. Андрей Ака
      11 сентября 2025 14:35
      Барибир,
      Повернут русло туда где платят
    21. Дастан
      11 сентября 2025 19:35
      Барибир,
      Дай бог и за воздух нам будешь платить.
  56. Super Like
    10 сентября 2025 17:17
    Вода еще какой товар,в некоторых случаях по круче нефти будет.
    1. Удача
      11 сентября 2025 00:46
      Super Like,
      Нефть добывают,перерабатывают ,чтобы получился годный продукт.А так же в любой момент,в случае отказа останавливают подачу.А вода не может не стекать.Пусть кыргызы постараются ее удержать.Посмотрим.Если им жёстко не ответить в стиле И Каримова,они продолжат наглеть.Халява у них в крови.
    2. Путник
      11 сентября 2025 09:41
      Удача,
      Бред какой то
    3. Ich bin eine reiche Frau Удача
      11 сентября 2025 12:27
      Удача,
      Вот и Россия жёстко отвечает халявщикам и наглецам украине. Теперь наверное и ваша очередь пришла побывать в чужой шкуре..
    4. Нурлан
      12 сентября 2025 06:28
      Удача,
      И что ты нам на халяву давал?
    5. Мусульманин
      13 сентября 2025 00:37
      Удача,
      Воду на халяву берете вы а не мы! Какие вы неблагодарные
  57. Вот так то
    10 сентября 2025 17:05
    Дружба дружбой,а табачок врозь
  58. Аннигиляции
    10 сентября 2025 17:03
    Так вот какие братья мусульмане
    1. Jupoter
      11 сентября 2025 07:26
      Аннигиляции,
      Мы видим что славяне со своими братьями дплают
    2. Никки
      12 сентября 2025 10:27
      Аннигиляции,
      И причем тут религия?
  59. Юсер
    10 сентября 2025 15:51
    Вы же не хотели дружить, всегда говорили про "прагматическую политику", вот вам и последствия, деньги есть - есть вода, денег нет - нет воды.
    1. Водяра
      10 сентября 2025 18:01
      Юсер,
      Кто с кем не хотел дружить?
    2. Юсер
      11 сентября 2025 11:09
      Водяра,
      Узбекистан не хочет в Таможенный союз, не хочет в ОДКБ, и в другие политические объединения, но хочет свободную торговлю, проходы к морям и т.п.
    3. Водяра
      12 сентября 2025 10:31
      Юсер,
      🤣🤣🤣🤣🤣🤣Что бы дружить надо об'язательно надо войти куда то?
      Венгрия и Сербия входят в ЕС а Россия презирает ЕС, но она дружит и с Венгрией и Сербией, это тебе не о чем не говорит?
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Опубликован график зимних каникул в школах и вузах Узбекистана

В образовательном секторе республики поставлена точка в вопросе сроков предстоящего зимнего перерыва. В эту пятницу, 5 декабря, профильные ведомства
Сегодня, 14:25

Стало известно, когда в Ташкенте ожидается снег

В Ташкенте три дня подряд ожидаются осадки. Об этом сообщают синоптики. После вчерашнего дождя, 6-9 декабря также ожидается дождь. В эти дни ночная
Сегодня, 13:45 3

В Узбекистане обновили курс иностранных валют на 5 декабря

Сегодня, 5 декабря в Узбекистане курс иностранных валют будет действовать следующим образом: Доллар - 11 963,23 сум (+50,85); Евро - 13 970,66 сум
Сегодня, 13:35 2

Жительница Джизака арестована за торговлю препаратами для похудения

Задержана женщина - сообщает пресс-служба УВД Джизакской области. Сотрудниками органов внутренних дел было проведено специальное оперативное
Сегодня, 13:30 1

В Сурхандарье сотрудник банка подозревается в мошенничестве

Возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника банка - сообщает пресс-служба СГБ. Сотрудниками СГБ, совместно с сотрудниками Сурхандарьинского
Сегодня, 12:08 5