Решение о прекращении производства и реализации бензина марки АИ-80 окажет прямое воздействие на уровень инфляции в Узбекистане. С таким заявлением на пресс-конференции выступил председатель Центрального банка Тимур Ишметов, отметив, что этот фактор уже учтен в пересмотренном макроэкономическом прогнозе на текущий год.
Согласно обновленным данным, инфляция по итогам 2025 года ожидается на уровне 8,7%. Этот показатель заметно превышает как первоначальные прогнозы, сделанные в начале года, которые находились в коридоре 7-8%, так и оценку по результатам первого квартала, составлявшую 8%. Тимур Ишметов подчеркнул, что топливный рынок остается одним из ключевых источников инфляционного давления в среднесрочной перспективе.
«В целом среди товаров и факторов, оказывающих повышательное давление на инфляцию, есть и бензин. Для нас в среднесрочной перспективе это является одним из тревожных направлений», - констатировал глава регулятора.
Он также обратил внимание на то, что ситуация с бензином Аи-80 влияет не только на текущие ценовые показатели, но и на инфляционные ожидания населения, которые являются важным компонентом при формировании общей экономической конъюнктуры. «Самое главное, это, помимо инфляции, является одним из основных факторов в инфляционных ожиданиях населения», - пояснил Ишметов.
Напомним, что компания «Узбекнефтегаз» прекратила реализацию автомобильного бензина АИ-80 через биржевые торги со 2 сентября. Данная мера является частью исполнения указа президента о государственной программе на 2025 год, которая предусматривает поэтапный переход страны на производство и потребление более экологичных и высокооктановых марок топлива, в частности АИ-92.
Вопрос о прекращении производства низкооктанового бензина обсуждался в правительственных кругах как минимум с 2020 года, однако его практическая реализация неоднократно откладывалась. Ранее, в начале 2024 года, Министерство энергетики информировало о планах полностью отказаться от АИ-80 к 2026 году, что должно было быть компенсировано увеличением объемов производства бензина марки АИ-92 и выше. Одновременно с этим рассматривалась возможность снижения акцизных ставок на высокооктановое топливо для смягчения ценового перехода. Впоследствии глава государства поставил задачу ускорить этот процесс и завершить отказ от стандарта «Евро-2» уже с 2025 года.
Однако сентябрьское постановление президента внесло коррективы, обозначив в качестве цели поэтапное ограничение использования топлива ниже стандарта «Евро-4» начиная с 2028 года. Для этого запланирована глубокая модернизация Бухарского и Ферганского нефтеперерабатывающих заводов, являющихся основными производителями АИ-80.
На фоне этих событий экспертное сообщество выражает обеспокоенность. Финансист Отабек Бакиров в своем анализе указал, что после ухода АИ-80 с биржи стоимость бензина АИ-92 возобновила рост. По его сведениям, на торгах 11 сентября было продано 1964,4 тонны АИ-92, при этом цена увеличилась на 106,3 сума. Он также отметил, что если с 15 августа ежедневные объемы продаж бензина на бирже варьировались от 2700 до 9000 тонн, то за последние два дня после прекращения торгов АИ-80 общий объем реализации сократился не менее чем на 40%.
Бакиров обратил внимание на недостаточную прозрачность биржевых торгов, поскольку не публикуются данные по сделкам и котировкам бензина марок АИ-91 и АИ-95. По его мнению, эта информация, несмотря на относительно небольшие объемы, важна для понимания общей картины рынка.
«Отныне бензин дешевле 11 тысяч сумов вряд ли можно будет найти. В начале года самый доступный бензин стоил 8150 сумов, а в это же время в прошлом году - 6900 сумов», - отметил финансист. Он задается вопросом, как Госкомстат будет учитывать в своих расчетах инфляции тот факт, что порог стоимости самого доступного топлива на рынке с начала года вырос более чем на 35%.
В качестве мер по стабилизации ситуации эксперт предлагает внедрить рыночные механизмы регулирования. В частности, он считает целесообразным привязать базовую цену на бензин АИ-92, выставляемый на биржу крупнейшими производителями, такими как «Узбекнефтегаз» и Saneg, к мировым котировкам нефти марки Brent, пока их совокупная доля на рынке превышает 40%. Кроме того, Бакиров настаивает на необходимости устранения искусственных барьеров в каналах импорта топлива и обеспечения доступа на рынок для независимых игроков, не аффилированных с крупными монопольными структурами.
Октановое число бензина (например, 80, 92, 95) не является показателем его «мощности» или калорийности. Оно характеризует детонационную стойкость топлива, то есть его способность противостоять самовоспламенению при сжатии в цилиндрах двигателя. Чем выше октановое число, тем большее сжатие может выдержать топливо без преждевременной детонации («стука в двигателе»).