В рамках состоявшегося 11 сентября совещания, посвященного вопросам эффективности проводимых реформ и новым планам развития Ташкентской области, президент Шавкат Мирзиёев поручил реализовать проект по соединению всех районов региона со столицей посредством скоростных электропоездов.
Данная инициатива, согласно информации, предоставленной пресс-службой главы государства, призвана существенно увеличить спрос на новое жилье, а также стимулировать развитие сопутствующей инфраструктуры и сферы услуг. Ключевым социальным эффектом проекта станет возможность для жителей области совершать ежедневные поездки на работу в Ташкент, что повысит мобильность трудовых ресурсов. Эта транспортная инициатива также тесно связана с планами по созданию туристических и торговых комплексов, которые планируется возвести вдоль канала Карасу в трех районах области.
Проект по развитию скоростного сообщения не начинается с нуля. Он является логическим продолжением уже реализуемых программ. К примеру, с 3 декабря 2024 года между Ташкентом и Ходжикентом уже курсирует современный электропоезд модели ЭП3Д, произведенный российским концерном «Трансмашхолдинг». Этот состав, рассчитанный на перевозку 586 пассажиров, способен развивать скорость до 120 км/ч. Билет по общему тарифу на данном маршруте стоит 20 000 сумов, по детскому - 11 500 сумов.
Важность данного направления была подчеркнута 6 декабря прошлого года, когда Шавкат Мирзиёев лично совершил поездку на новой электричке. По итогам поездки были даны поручения по выпрямлению извилистых участков железнодорожной ветки Ташкент-Ходжикент с целью увеличения частоты рейсов. Также было указано на необходимость включения территорий, прилегающих к железной дороге, в программу реновации.
В текущем году развитие железнодорожной инфраструктуры региона продолжилось. Так, в январе состоялось открытие новой станции в Чинаркенте, к которой была проложена ветка от Ходжикента длиной 1,5 км. Тогда же было положено начало строительству новой железной дороги по маршруту Байткурган-Паркент. По состоянию на июнь, на этом участке было уложено почти 24 км рельсов. Согласно расчетам, данная линия сможет обслуживать до 275 тысяч пассажиров в день.
Для обеспечения новых маршрутов подвижным составом ведется планомерная работа. В компании «Узжелдорпасс» сообщили о планах по закупке еще 10 современных составов в будущем, при этом существующие обычные электропоезда продолжат курсировать по утвержденному расписанию. Эти планы согласуются с анонсом, сделанным Шавкатом Мирзиёевым перед досрочными выборами 2023 года, о закупке 10 новых электропоездов для маршрутов из Ташкента в Бекабад, Ходжикент и Ангрен.
Наиболее крупным шагом в этом направлении стало подписание в октябре 2023 года контракта с чешской группой компаний Škoda. Соглашение на сумму 320 миллионов евро предусматривает поставку 30 электропоездов, исполнение контракта началось в прошлом году.
Ташкентский метрополитен, открытый в 1977 году, стал первым в Центральной Азии.