Законодательная палата Олий Мажлиса завершила работу над проектом закона «О градостроительной реновации», приняв его в итоговом, третьем чтении. Инициатива получила единогласную поддержку: все 124 депутата, присутствовавшие на заседании, проголосовали «за». Теперь документ, прошедший первое чтение 5 августа, направлен на рассмотрение в Сенат. В случае одобрения верхней палатой, он поступит на подпись президенту.
В основе законопроекта лежат принципы, направленные на защиту прав собственников. Ключевым из них является добровольность участия. Начало любых работ в рамках реновации возможно только после получения нотариально заверенного соглашения от каждого правообладателя, чьи интересы затрагиваются проектом. Законодательно закрепляется, что никто не может быть лишен жилья без соответствующего решения суда и в порядке, который противоречит закону. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности, пресекая любые возможные нарушения со стороны государственных органов и должностных лиц.
Более того, в документе заложен механизм, согласно которому все неясности и противоречия в вопросах права собственности и землепользования, возникающие между гражданином и государственными структурами, должны трактоваться в пользу правообладателя.
Процедура утверждения проектов реновации предполагает высокую степень прозрачности. Каждый предложенный проект будет выноситься на публичное обсуждение через специализированную онлайн-платформу «Градостроительная реновация» и освещаться в средствах массовой информации. Одновременно с этим проекты будут рассматриваться на региональном уровне – Жокаргы Кенесом Каракалпакстана и Кенгашами областей и города Ташкента.
Законопроект, представленный на рассмотрение президенту в апреле текущего года, описывает трехэтапный процесс реализации программ реновации. Первый этап включает отбор территорий и подготовку проектной документации. Второй – утверждение проектов и выбор застройщиков. Третий, заключительный этап – непосредственно строительные работы.
Особое внимание уделено механизмам компенсации. Инициаторы проектов обязаны предложить собственникам либо новое жилье, либо денежную компенсацию по рыночной стоимости. Все соглашения будут заключаться в индивидуальном порядке и подлежать обязательному нотариальному заверению.
В ходе первого чтения законопроекта заместитель министра юстиции Махмуд Истамов пояснил, что для инициации проекта реновации потребуется нотариально заверенное согласие не менее 80% собственников на данной территории. «Если 4 из 5 собственников не поддержат проект, предложение о реновации даже не будет вынесено на рассмотрение», – подчеркнул он.
Представители профильных ведомств также предоставили важные уточнения. Начальник управления Минэкономфина Олимжон Ёкубов отметил, что программы реновации будут реализовываться исключительно в зонах, определенных генеральными планами городов, и не затронут территории консервации или реконструкции. Это, по его словам, исключает возможность для предпринимателей или чиновников «проводить реновацию где угодно».
В свою очередь, глава управления экономического законодательства Минюста Хидирали Содиков заверил, что все вносимые проекты будут проходить строгую проверку на целесообразность. Предложения о сносе «хорошего здания, которое соответствует генплану» с целью его замены другим, будут отклоняться.
Ожидается, что реализация закона позволит не только обновить жилой фонд, но и повысить экономический потенциал районов за счет создания коммерческих площадей на первых этажах новых зданий. В рамках первой волны реновации планируется возвести 20 тысяч квартир. Президент ранее отмечал необходимость выстраивания «четкой и справедливой системы» для защиты интересов жителей. Для хокимов и их заместителей по строительству будет организовано дополнительное обучение по вопросам проведения реновации.
Один из самых масштабных примеров градостроительной реновации в истории Узбекистана произошел после разрушительного Ташкентского землетрясения 1966 года. Тогда, в кратчайшие сроки, при участии специалистов со всего Советского Союза, город был не просто восстановлен, а фактически построен заново с использованием новых сейсмостойких технологий и современных на тот момент принципов микрорайонной застройки, что кардинально изменило его облик.