В столице Афганистана, Кабуле, начало функционировать совместное предприятие Sogdiana Trans, учрежденное при участии узбекских инвесторов и афганской компании Khan Daqiq Trading. Этот шаг знаменует собой новую веху в развитии торгово-экономических отношений между двумя соседними государствами. Основная задача предприятия - создание эффективного транспортного коридора для перемещения грузов по маршруту, связывающему Афганистан с рынками СНГ и Европы через территорию Узбекистана.
Глава компании Khan Daqiq Trading, Хамид Хан, на церемонии открытия выразил уверенность, что мощности нового предприятия позволят обрабатывать значительные объемы товаров. По его оценкам, Sogdiana Trans способна обеспечить ежегодную перевозку до 150 тысяч тонн различных грузов. Логистическая цепочка будет выстроена с использованием как автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Первоначально продукция будет доставляться автотранспортом по внутреннему афганскому маршруту Кабул – Мазари-Шариф – Кабул.
Далее, из Мазари-Шарифа, грузы будут перегружаться на железнодорожные составы и следовать транзитом через Узбекистан. Конечными пунктами назначения являются рынки Казахстана, России, Беларуси и стран Балтии. Данная схема также предполагает возможность организации импортных поставок в обратном направлении, что создает предпосылки для сбалансированного торгового потока.
Присутствовавший на мероприятии посол Узбекистана в Афганистане, Ойбек Усманов, подчеркнул стратегическую важность запущенного проекта. По его словам, открытие совместного предприятия является не просто коммерческой инициативой, а важным элементом в общей стратегии углубления двустороннего взаимодействия. Усманов отметил, что развитие транспортно-логистической инфраструктуры напрямую способствует расширению торгово-экономических связей и укреплению промышленной кооперации между странами.
Создание Sogdiana Trans рассматривается экспертами как практический шаг в реализации более широких региональных инициатив, направленных на интеграцию Афганистана в центральноазиатские экономические процессы. Новый транспортный коридор потенциально способен снизить издержки для афганских экспортеров и импортеров, предоставляя им более надежный и быстрый выход на внешние рынки. Это, в свою очередь, может стимулировать деловую активность и способствовать стабилизации экономической ситуации в Афганистане.
Железнодорожная линия «Хайратон – Мазари-Шариф», являющаяся ключевым звеном нового маршрута на афганской территории, была построена при активном участии специалистов из Узбекистана и является одним из немногих участков современной железной дороги в Афганистане.