В рамках официального визита президента Шавката Мирзиёева в Вашингтон был подписан пакет соглашений между Узбекистаном и Соединенными Штатами, открывающий новые горизонты для двустороннего экономического сотрудничества. Согласно заявлению Государственного департамента США, достигнутые договоренности оцениваются в миллиарды долларов и затрагивают ключевые секторы промышленности, включая автомобилестроение.
Центральным элементом соглашений стал договор об импорте американских автомобильных компонентов на общую сумму 5 миллиардов долларов в течение следующих трех лет. Этот шаг направлен на углубление локализации и модернизацию производственных мощностей отечественного автопрома. Кроме того, американская сторона выразила готовность к детальной проработке вопроса о «расширении партнёрства в рамках предстоящей продажи и приватизации UzAuto Motors». Этот пункт приобретает особое значение в свете ранее озвученных планов по выставлению национального автопроизводителя на публичные торги, которые, согласно программе приватизации, намечены на первый квартал 2026 года.
Финансовое положение UzAuto Motors, выпускающей автомобили под маркой Chevrolet, демонстрирует смешанную динамику. За первые три квартала текущего года выручка компании сократилась на 12,8%, что в денежном выражении составило 5,2 трлн сумов, и остановилась на отметке в 35,4 трлн сумов, или 2,93 млрд долларов. Чистая прибыль за тот же период уменьшилась на 3,6%, достигнув 2,66 трлн сумов (220 млн долларов).
Однако анализ квартальных отчетов показывает позитивные сдвиги. Если по итогам первого полугодия падение чистой прибыли было зафиксировано на уровне 27,5%, то в третьем квартале, с июля по сентябрь, компания продемонстрировала значительное улучшение финансовых результатов. Чистая прибыль за этот период составила 1,27 трлн сумов, что на 426 млрд сумов, или 50,7%, превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Примечательно, что этого удалось достичь на фоне снижения выручки на 17,2% - с 17,15 до 14,19 трлн сумов. Ключевым фактором роста рентабельности стало более существенное падение себестоимости продукции – на 21,5%, что позволило увеличить валовую маржу с 15,3% до 19,6%.
Существенную поддержку финансовым показателям оказал троекратный рост финансовых доходов, которые увеличились с 266 млрд до 842 млрд сумов, в основном за счет положительных курсовых разниц. Также стоит отметить сокращение налога на прибыль на 23%, до 263 млрд сумов.
На фоне этих изменений автомобильный рынок Узбекистана продолжает демонстрировать трансформацию. Официальная доля Chevrolet за год сократилась с 89,4% до 82,7%. Это произошло из-за снижения объемов реализации на 26 тысяч единиц, до 245,1 тысячи автомобилей. Снижение продаж затронуло практически весь модельный ряд, включая лидера рынка Cobalt (-4,2%), а также популярные модели Tracker (-12%) и Onix (-37,8%).
В то же время конкуренты укрепляют свои позиции. Доля компании ADM Jizzakh, которая производит автомобили марок Kia, Chery и Haval, выросла с 6,5% до 11,1%, а объемы продаж увеличились с 19 766 до 32 987 единиц. Производитель электромобилей BYD также демонстрирует уверенный рост: его доля на рынке увеличилась с 3,8% до 5,7%, а продажи выросли с 11 580 до 16 846 автомобилей.
Генеральный директор UzAuto Motors, Янош Ковач, ранее заявлял о необходимости смены стратегии компании. По его словам, в разработке находятся восемь новых моделей, включая долгожданное обновление бестселлера Cobalt. Высокий спрос на продукцию компании подтвердился 3 ноября, когда в ходе старта контрактации новой партии автомобилей Cobalt всего за 2,5 часа было оформлено 100 тысяч предзаказов. При стартовой стоимости модели в 146,5 млн сумов (около 12,1 тысячи долларов), общий объем заказов превысил 1,2 млрд долларов, что свидетельствует о сохраняющемся высоком доверии потребителей к бренду.