Законодательная палата Олий Мажлиса подавляющим большинством голосов одобрила в двух чтениях пакет поправок, формирующих правовую основу для внедрения исламского банкинга, и направила документ на рассмотрение в Сенат. Эта законодательная инициатива, предполагающая внесение изменений в Налоговый и Гражданский кодексы, а также в восемь других законов, призвана создать условия для работы финансовых организаций в соответствии с принципами шариата.
Процесс принятия законопроекта в нижней палате парламента продемонстрировал широкую поддержку. В ходе второго чтения из 127 присутствовавших депутатов 125 высказались «за», один воздержался, и один не принимал участия в голосовании. Финальное чтение завершилось с результатом в 126 голосов в поддержку документа. Теперь, согласно законодательной процедуре Узбекистана, законопроект должен получить одобрение Сената, после чего он будет направлен на подпись президенту.
Ключевым нововведением законопроекта является отмена действующего запрета для банков на ведение торговой деятельности. Это ограничение являлось основным препятствием для внедрения таких продуктов исламского финансирования, как Мурабаха (торговая наценка), Мудараба (доверительное управление) и Мушарака (партнерство), которые по своей сути предполагают участие банка в товарно-денежных операциях. Принятие закона позволит кредитным организациям, работающим по исламским стандартам, не только напрямую финансировать торговые сделки клиентов, но и создавать дочерние юридические лица, а также приобретать доли в уставном капитале других компаний.
Для работы в новой сфере будет введен отдельный вид лицензии. При этом традиционные банки получат возможность открывать так называемые «исламские окна» для предоставления услуг, соответствующих нормам шариата. Для координации и регулирования этого сегмента финансового рынка при Центральном банке будет создан специальный совет по исламским финансам.
Заместитель главы Центрального банка Аброрхужа Турдалиев, представляя законопроект, отметил, что при его разработке изучался передовой международный опыт, в частности, модели, успешно функционирующие в Малайзии, Турции и ОАЭ. Он также подчеркнул экономическую целесообразность реформы. Существующие нормы Налогового кодекса, по которым операции в рамках исламских финансов облагаются НДС и налогом с оборота как обычные торговые сделки, делают их неконкурентоспособными по сравнению с традиционными банковскими услугами. Предлагаемые поправки вводят специальный налоговый режим, учитывающий специфику исламских финансовых продуктов.
Потребность в подобных изменениях подтверждается высоким социальным запросом. Согласно исследованию Программы развития ООН (ПРООН), 68% населения Узбекистана и 60% представителей бизнеса не пользуются услугами традиционных банков по религиозным соображениям. Президент Шавкат Мирзиёев ранее оценивал потенциальный объем финансовых ресурсов, которые могут быть привлечены в экономику страны благодаря внедрению исламского банкинга, в 5 миллиардов долларов ежегодно.
Экспертное сообщество сходится во мнении, что принятие закона является своевременным и логичным шагом, отвечающим реальному спросу на рынке. Глава Zood Uzbekistan Жахонгир Усмонов и автор Telegram-канала «Исламские финансы +» Хондамир Нусратужаев отмечают, что интерес к финансированию по шариату проявляют как население, так и бизнес. По их оценкам, первые исламские банковские продукты могут появиться на рынке в течение 6-12 месяцев после окончательного принятия и вступления закона в силу, при условии оперативной подготовки необходимой подзаконной нормативной базы.