Автомобильный рынок Узбекистана демонстрирует признаки стагнации, однако за общими цифрами скрываются значительные структурные изменения. За первые десять месяцев текущего года шесть ведущих автопроизводителей в стране реализовали 335 510 автомобилей, что всего на 2% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Эта незначительная динамика указывает на замедление количественного роста рынка, но при этом происходит активное перераспределение долей между его основными участниками.
Анализ данных за январь-май 2025 года в сравнении с тем же периодом 2024-го выявляет ключевые тенденции. Общий объем продаж за этот отрезок времени сократился со 158 474 до 135 922 единиц. Наиболее заметным событием стало ослабление позиций многолетнего лидера - компании UzAuto Motors, представляющей бренд Chevrolet. Доля Chevrolet на рынке сократилась с 90,2% до 82,2%, что в абсолютных цифрах означает снижение продаж на 31 тысячу автомобилей. Годовое падение продаж бренда составило 8%.
В то же время, конкуренты демонстрируют уверенный рост. Компания ADM Jizzakh, в портфель которой входят Kia, Haval и Chery, увеличила свою рыночную долю почти вдвое - с 6% до 11,4%. Продажи флагманского для дистрибьютора бренда Kia выросли на 56% за первые пять месяцев года, а годовой рост, согласно отраслевым графикам, составил 38%. Наиболее впечатляющую динамику показал Haval, чьи продажи взлетели на 212% за год. Показатели Chery и Isuzu также выросли на 47% и 61% соответственно.
Стремительно укрепляет свои позиции и BYD Uzbekistan Factory. Доля этого производителя увеличилась с 3,6% до 5,8%. Если с января по май 2024 года было продано 5 654 автомобиля BYD, то в 2025-м - уже 7 859. Общий годовой рост бренда составил 42%, что свидетельствует о растущем спросе на электромобили и гибриды. Оставшиеся 0,6% рынка делят между собой Asaka Motors (Wuling, Hyundai), SamAuto (Isuzu D-MAX) и Alyans Avto (Jetta).
Изменения коснулись и модельного ряда: на смену Caddy и Exeed пришли Hyundai и Wuling. Хотя наиболее массовыми остаются модели Chevrolet - Cobalt, Damas, Tracker, Labo и Onix, - в сегменте автомобилей других марок наметились свои лидеры. Самой продаваемой моделью, не относящейся к Chevrolet, стал кроссовер Kia Sonet с результатом в 6 456 проданных единиц. За ним следуют модели BYD: Song Plus Champion DMI (2 480), Chazor (1 681) и Yuan Up (1 449), а также Haval M6 (1 484). Всего на данный момент на рынке представлено 57 различных моделей автомобилей.
Несмотря на то, что UzAuto Motors по-прежнему реализует в пять раз больше автомобилей, чем все остальные конкуренты вместе взятые, ландшафт автомобильного рынка Узбекистана претерпевает качественную трансформацию. Наблюдается четкая тенденция к диверсификации потребительских предпочтений. Все больше покупателей делают выбор в пользу более дорогих и технологичных автомобилей других марок, что стимулирует конкуренцию, особенно в борьбе за второе место на рынке, где BYD активно догоняет Kia. Рынок прекратил расти вширь, но начал активно развиваться вглубь, отражая общие экономические процессы в стране.