Народно-демократическая партия Узбекистана (НДП) выступила с жёсткой критикой установленных в Ташкенте тарифов на платные парковочные места, требуя их немедленного пересмотра. По мнению депутатов, текущая система ценообразования не соответствует экономическим реалиям и доходам граждан.
В официальном заявлении партии подчёркивается, что любое решение, касающееся городской инфраструктуры, должно быть тщательно проанализировано с точки зрения его социального воздействия. Отмечается, что плата за пользование парковками от 12 тысяч сумов в час и отсутствие прозрачности в расходовании собираемых средств вызывают широкие обсуждения среди населения. Современный транспортный порядок необходим, но он должен быть соразмерен доходам населения.
Депутаты привели шокирующий пример. Работник, приезжающий в центр столицы и паркующийся на 8 часов, ежедневно тратит на стоянку около 100 тысяч сумов. Месячные расходы на парковку для такого человека превышают минимальный размер оплаты труда (МРОТ)!
В сообщении говорится, что всё это вызывает серьёзные вопросы, насколько такие тарифы соответствуют среднему уровню доходов граждан. Платные парковки существуют и в соседних странах, близких нам по уровню жизни. Однако там стоимость парковки в разы ниже. Соответственно, тарифы, установленные у нас, выглядят значительно оторванными от экономической логики и принципов социальной справедливости.
На основании изучения общественного мнения и анализа ситуации, Народно-демократическая партия Узбекистана выдвинула ряд конкретных предложений, направленных на гуманизацию и повышение прозрачности системы платных парковок:
• Учёт реальных доходов: При установлении тарифов на массовые услуги необходимо в первую очередь учитывать реальные доходы населения, уровень социальной защиты и жизненные потребности.
• Экономическая прозрачность: Тарифы должны иметь открытое экономическое обоснование, быть подвержены пересмотру, а информация о сборе и расходовании средств должна быть полностью доступна общественности.
• Бесплатная парковка у «социалки»: У государственных социальных объектов (больниц, центров госуслуг, центров «Инсон», библиотек) необходимо обеспечить возможность бесплатного пользования парковкой в течение разумного времени.
• Льготы для особых категорий: Не менее 5% парковочных мест возле торговых и культурных центров, а также медицинских учреждений, должны быть бесплатно выделены для льготных категорий граждан, с возможностью увеличения этой нормы.
• Конфликт знаков: Необходимо устранить практику организации платных парковок на участках, где установлен знак «остановка запрещена». Это создаёт ложное представление о том, что оплата «отменяет» Правила дорожного движения и противоречит принципу равенства перед законом.
• Приоритет граждан: Транспортная система, какой бы современной она ни была, должна служить в первую очередь интересам людей и основываться на принципах удобства и социальной справедливости.